Общественная палата Общество

Пять основных векторов развития деятельности системы студенческого самоуправления

Пять основных векторов развития деятельности системы студенческого самоуправления

17 февраля

Пять основных векторов развития деятельности системы студенческого самоуправления

Автор: Павел Красноруцкий,

Система студенческого самоуправления в российских вузах де-юре существует. Причем с хорошим количественным охватом. Начав развивать это направление в 2005 году, Российский союз молодежи постепенно вышел на уровень 80 процентов (это вузы со студсоветами в общем числе высших учебных заведений в стране). Но де-факто, надо быть честными, сейчас зачастую это формальная история. 

Вместо реально действующего механизма развития образовательной организации и защиты прав студентов мы видим формализм и молчаливое согласие со всеми решениями ректоратов и т. д. Причем смысл ведь не в том, чтобы противопоставить студсовет администрации. Идея в сотрудничестве. В том, чтобы быстро и достоверно донести до  руководства вуза запрос студенчества, откровенно говорить о проблемах, точечно решать возникающие сложности. А еще студсовет — это отличная площадка для формирования и развития лидерских, управленческих компетенций, которые отлично встраиваются в профессиональную образовательную траекторию. Именно поэтому систему органов студсамоуправления необходимо вернуть к жизни. Причем к полноценной жизни.

Я бы хотел заострить внимание на следующих важных моментах.

— Преемственность. Студсовет должен функционировать беспрерывно и эффективно, независимо от естественной смены лидеров. Для этого важно наладить обучающие программы и организовать методическое сопровождение в течение всего года. Своего рода повышение квалификации студенческих лидеров и система оценивания компетенций, в том числе путем общественной аттестации.

— Доступность. Речь и о проведении прямых выборов, когда каждый студент имеет возможность войти в студсовет и возглавить его. А также важно организовать работу студсовета на принципах открытости (например, на сайте вуза создать специальный раздел).

— Мониторинг. Система студсамоуправления должна работать не как разрозненная сеть, а как единая система. Отслеживать динамику, собирать и вести статистику, проводить перепись, анализировать результаты можно, например, через действующую Ассоциацию студентов и студенческих объединений России.

— Стандартизация. Совместно с Минобрнауки мы уже разрабатывали типовое положение о студсоветах. Если его сейчас апгрейдить и предоставить вузам, то мы избавим их от повторного изобретения велосипеда.

— Коммуникации. Причем это разнонаправленный диалог. Уверен, что развитию студсоветов поможет тесное сотрудничество с сообществом проректоров по воспитательной работе, а также между собой для обмена опытом и успешными практиками. Развитию коммуникации должно способствовать создание единого цифрового портала, где каждый студент может узнать о деятельности любого студсовета или о проектах, например по трудоустройству. 

Федеральный закон «Об образовании» уже содержит понятие совета обучающихся. От имени Совета Минобрнауки по реализации государственной молодежной политики у нас есть все инструменты, чтобы инициировать редактирование нормативки, принятие необходимых подзаконных актов, дополнений, разъяснений. В конце концов, это прекрасная площадка для диалога отраслевиков.

Я благодарен руководству Минобрнауки за поддержку предложения рассматривать студенческое самоуправление как отдельное направление работы. При таком подходе и при поддержке нашего сообщества, работающего в сфере молодежной политики, мы сможем наладить деятельность системы ССУ. И этот механизм будет эффективным ответом на многие возникающие вызовы. Любые корректировки в режиме работы образовательной организации, настроения в молодежной среде, новые запросы и тренды — то самое поле вопросов, которыми будут заниматься обновленные советы обучающихся.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.