Общественная палата Общество

Лицензирование частных интернатов — давно востребованный шаг

Лицензирование частных интернатов — давно востребованный шаг

В России с 2022 года хотят ввести обязательное лицензирование частных интернатов для престарелых, инвалидов и людей с ментальными нарушениями. Такую концепцию разработал Минтруд, сообщают «Известия».

Прежде чем говорить о концепции Минтруда по лицензированию, надо сказать о самой ситуации с социальными стационарными учреждениями, в которых сейчас находятся дети, люди с инвалидностью, пожилые люди.

Сейчас существуют две параллельные вселенные интернатов. И нет, это вовсе не разделение «государственные — частные»; это разделение «входит в реестр поставщиков соцуслуг — не входит в реестр». В реестр поставщиков в обязательном порядке входят все государственные интернаты. А для частных учреждений вхождение в реестр — дело добровольное.

Процедура вхождения довольно непростая — необходимо соответствовать всем требованиям СанПиНов, а они регламентируют почти все стороны оказания услуг внутри учреждения — от площадей на человека до обустройства пищеблока и т. д.

Также важно, что благодаря недавним изменениям в СанПиНы вошли еще и требования к укладу жизни, например обязательные прогулки для маломобильных людей, требование организации питания вне жилых комнат в мини-столовых, что должно повысить качество ухода в учреждениях. Параллельно для госучреждений есть и приказы Минтруда, которые тоже постепенно выправляют штатные расписания и оснащение учреждений, порядки работы в них.

Кроме того, все, кто вошли в реестр, регулярно проверяются всеми возможными инстанциями — от Роспотребнадзора и Росздравнадзора до внутриведомственных проверок и комиссий. Это постоянные серьезные проверки.

Учреждения, вошедшие в реестр, получают возмещение из бюджета за оказанные услуги, а люди, живущие у них, могут жить совершенно в равных с точки зрения финансов условиях как в частном, так и в государственном учреждении — за 75 процентов от пенсии. При этом некоторые места могут быть коммерческими как в частном, так и в госучреждении.

Все вышеперечисленное, безусловно, не дает нам автоматической уверенности в том, что люди внутри учреждений, вошедших в реестр, живут полноценной жизнью, имеют право выбора и возможность сохранить тот образ жизни, который они вели дома. Тем не менее в этой системе есть определенные правила и контроль за ними.

Совсем другое дело — учреждения, не входящие в реестр, то есть частные дома престарелых, пансионаты, иногда гостиницы — названия встречаются самые разные. Они могут быть как очень высокого качества (и места у них могут быть все заполнены без необходимости идти за государственным возмещением) — так и за гранью человеческого, когда в двух комнатах обычной квартиры в деревянном доме на втором этаже без лифта впритык стоят восемь кроватей и на каждой лежат неухоженные, истощенные люди.

На мой взгляд, эта ситуация создает большую несправедливость, потому что у нас образуется два типа людей. С одной стороны есть граждане, чаще всего зависимые от посторонней помощи, за безопасность которых отвечает государство, система социальной защиты, многие профильные ведомства и общественные организации, которые стараются и повышать качество жизни людей там, и не допускать нарушения их прав и жестокого обращения. А с другой стороны оказываются люди, за которых не отвечает ни государство, ни многочисленные проверяющие органы, ни общественные организации — потому что о существовании многих таких заведений просто никто не знает, и с проверкой, помощью или контролем туда сейчас не зайти.

Сейчас внимание общества приковано именно к последним. И тут, безусловно, надо что-то делать. Хотя на самом деле не получится решить проблему только для какой-то одной части учреждений. Минтруд, насколько пока можно судить, предлагает концепцию лицензирования для этого вида деятельности вообще. Идея в том, чтобы постепенно все прошли процедуру лицензирования, вне зависимости от того, находятся ли сейчас в реестре. Теневым частным учреждениям предлагают переходный период, и до конца текущего года они смогут войти в реестр поставщиков услуг, что отложит для них процедуру получения лицензии. Для таких учреждений это шанс стать легальными участниками рынка. Тем, кто все-таки решит остаться в тени, грозит ответственность за осуществление деятельности без лицензии.

Лицензирование, безусловно, нужный и давно востребованный шаг в сторону нормальной организации работы. Однако очень важно не допустить поспешного огульного закрытия всех частных домов, не имеющих возможности сразу соответствовать всем требованиям проверок: да, «нарушения устранены», но что тогда будет с людьми, которые там живут?

Необходимо организовать разумную систему проверок. И это касается в принципе всех стационарных учреждений. Сейчас проверки очень быстро организуются, очень быстро выявляются нарушения и находятся виновные, но все это почти никак не сказывается на качестве жизни людей в интернатах. Нам надо понять, как быть с тем, что лицензирование не сможет полностью искоренить и серый рынок, и нарушения.

Наконец, невозможно решить проблему с помощью и уходом, только решая вопросы стационарного обслуживания. Параллельно сохраняются большие проблемы с помощью на дому. И тут уже потребуется кропотливая работа и комплексные решения в рамках системы долговременного ухода, которая начинает сейчас постепенно формироваться у нас в стране.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.