Министерство финансов Экономика

Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-36)

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового.

Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

25 декабря 2020 г. № ИС-аудит-36

Утвержден новый регламент проверок Федеральным казначейством

Приказом Федерального казначейства от 15 сентября 2020 г. № 27н утвержден Административный регламент осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основными новациями Административного регламента являются:

1) установлен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые Федеральное казначейство вправе истребовать у проверяемой аудиторской организации при проведении проверки;

2) определен минимальный срок, который контролер вправе установить при проведении документарной проверки для исполнения проверяемой аудиторской организацией запроса на предоставление документов и сведений (два рабочих дня);

3) введена обязанность контролера заранее знакомить руководителя или иное уполномоченное лицо аудиторской организации с требующими пояснений вопросами, относящимися к предмету проверки;

4) установлено ограничение на истребование контролером у проверяемой аудиторской организации документов и иных сведений. Истребованию у аудиторской организации не подлежат связанные с осуществлением аудиторской деятельности документы и иные сведения, имеющиеся в распоряжении саморегулируемой организации аудиторов. Такие документы и сведения контролер должен получать в саморегулируемой организации аудиторов;

5) увеличено до трех рабочих дней время, за которое Федеральное казначейство должно уведомить аудиторскую организацию о назначении внеплановой проверки исполнения ранее выданного ей предписания об устранении выявленных нарушений (ранее — 24 часа до начала проверки);

6) формализован состав документов и иных сведений, предоставляемых аудиторской организацией Федеральному казначейству при проведении проверки, в частности, в перечень таких документов и сведений включены сведения о выпущенных аудиторской организацией аудиторских заключениях (отчетах);

7) ограничен круг вопросов, проверяемых Федеральным казначейством в ходе внеплановой проверки исполнения аудиторской организацией предписания, вынесенного ей по результатам плановой проверки.

Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с новыми требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

Данный Административный регламент заменяет аналогичный документ, который был утвержден приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н и применялся до настоящего времени.

Приказ Федерального казначейства вступает в силу с 1 января 2021 г. Одновременно утрачивает силу приказ Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Введена дополнительная форма статистической отчетности

Приказом Росстата от 16 декабря 2020 г. № 796 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 5-аудит «Дополнительные сведения об аудиторской деятельности». В нее включен ряд показателей, характеризующих деятельность аудиторских организаций, в частности объем оказанных услуг по видам деятельности, количество заключенных договоров, уровень цен на оказываемые услуги, наличие дочерних структур. Форма № 5-аудит предоставляется в дополнение к традиционной форме № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности», утвержденной приказом Росстата от 23 ноября 2016 г. № 740.

Форма № 5-аудит предоставляется только аудиторскими организациями (форма № 2-аудит – аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами), причем один раз в пять лет (форма № 2-аудит – ежегодно). Данный отчет предоставляется непосредственно в Минфин России не позднее 1 октября года, следующего за отчетным годом (форма № 2-аудит – не позднее 1 марта после отчетного года). Минфин России осуществляет обработку этой отчетности, формирование обобщенной информации, которая используется для анализа состояния рынка аудиторских услуг в стране и выработки мер государственного регулирования данного сегмента рынка.

Новая форма отчетности введена в действие с предоставления сведений за 2020 год, то есть впервые она должна быть предоставлена в 2021 году.

Форма № 5-аудит и указания по ее заполнению размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России в рубрике «Аудиторская деятельность — Общая информация — Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов — Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».

Систематизирован перечень обязательных требований к саморегулируемым организациям аудиторов

Приказом Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 1122 утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

В Перечне систематизированы нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых с 2021 г. будет оцениваться Минфином России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Перечень существенно сокращен в результате реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере саморегулирования аудиторской деятельности: в него включены 5 актов (ранее – 9 актов).

Перечень заменяет аналогичный документ, который был утвержден приказом Минфина России от 18 октября 2016 г. № 444 и применялся до настоящего времени.

Приказ Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 1122 вступает в силу с 1 января 2021 г. Одновременно утрачивает силу приказ Минфина России от 18 октября 2016 г. № 444.

Принята Программа профилактики нарушений, допускаемых саморегулируемой организацией аудиторов на 2021 год

Приказом Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 1121 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемой организацией аудиторов на 2021 год.

Программа включает анализ текущего состояния государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и результатов профилактических мероприятий, осуществленных в 2020 г., план мероприятий по профилактике нарушений на 2021 г. и проект такого же плана на 2022–2023 гг. Кроме того, в Программе отражены плановые показатели эффективности профилактических мероприятий на 2021 г. и на 2022–2023 гг.

Программа принята с целью предупреждения нарушений саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, повышению прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, снижения административной нагрузки на саморегулируемую организацию аудиторов.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности, аудиторской деятельности,

валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов
Минфина России

Источник: Министерство финансов

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.