Запрет цензуры не исключает внутренней ответственности автора
Нельзя не поддержать тезис Ольги Борисовны, что пропаганде ксенофобии, терроризма и порнографии не место в искусстве. И реакция государства на подобные попытки — это необходимая защита общества силой закона. И государство, и общество имеют на это право, в том числе закрепленное международными документами.
При этом запрет цензуры, который, как мне кажется, стал общественной нормой, не исключает внутренней ответственности автора перед аудиторией. Как говорил Юрий Михайлович Лотман в «Беседах о русской культуре», «свобода — это не только отсутствие внешних запретов. Отсутствие внешних запретов должно компенсироваться внутренними культурными запретами. “Я могу соврать, но я не совру”, “я могу оскорбить другого, но я этого не сделаю”».
Сегодня эта установка, не обладающая силой закона, но от этого не менее важная, к сожалению, постепенно обесценивается, вымывается из культуры и искусства. Делается это сознательно ради погони за быстрым успехом, узнаваемостью и другими целями, внешними по отношению к творчеству как таковому.
Источник: Общественная палата