Общественная палата Общество

Путин оценил требования студентов снизить плату за дистанционное обучение

Президент России Владимир Путин понимает претензии студентов, оспаривающих плату за дистанционное обучение, но вместе с тем отметил, что преподавателям меньше не заплатишь.

Президент отметил, что в структуре расходов вузов до 70 процентов приходится на выплату заработной платы. Подробнее>>

Путин оценил требования студентов снизить плату за дистанционное обучение

18.12.2020 17:16

Владимир Легойда

«Как преподаватель полагаю, что основные выводы были сделаны Президентом верно: и то, что такая форма никак не может заменить очного общения, и то, что за онлайн-занятия преподавателям надо платить столько же, сколько за офлайн… И про достоинства, которые, конечно, есть — в первую очередь это привлечение хороших специалистов без необходимости приезжать в конкретное учебное заведение. Ну и главное — что это не навсегда.

Важный вопрос, который поставило перед нами дистанционное обучение: преподаватель — это лишь функция обучения навыкам (компетенциям) или это не только “ремесленник”, но и человек, который облекает эту передачу в особую форму, и важно именно это: целостное восприятие учащимися преподавательского послания, формы — содержания — исполнения?

Думаю, безусловно, второе. Качество образования зависит еще и от человеческого контакта, при котором преподаватель воспринимается не как функция. А получаемое образование — не как исключительно набор компетенций.

Именно поэтому футурологические теории о том, что искусственный интеллект легко заменит человека, кажутся мне наивно-ошибочными. Почему? Сегодня широко распространяется позиция, что компетенции и навыки важнее диплома. Я не собираюсь ее оспаривать. Возможно, это и так, если под дипломом понимать лишь документ об окончании вуза, стремительно теряющий свою ценность для работодателя. Я хочу выдвинуть другой тезис: университет (институт) важнее диплома и компетенций. Образование — это не набор компетенций, это составляющая целостного мировоззрения и формирования личности, несводимой к профессиональным навыкам, которые, как в свое время метко заметил Валерий Фадеев, есть и у служебной собаки. Университет — это вхождение в культуру человечества на особом уровне, принципиально отличном от бытового и школьного, при всем глубочайшем уважении к учителям и их труду.

Если этого не происходит, какие бы знания и компетенции человек ни получил, он все равно останется в том числе профессионально недоразвитым. Особенно в плане того, что принято называть творческим мышлением, эмоциональным интеллектом, способностью к неожиданным и нестандартным решениям. Раньше, когда меня студенты спрашивали, зачем не филологам читать в вузе произведения Толстого, Достоевского или Шекспира, я уходил в рассуждения в лотмановском духе о значении искусства как “второго глаза” для человеческого “культурного зрения”. Я и сейчас об этом говорю, так как Лотман, конечно, прав. Но теперь еще добавляю следующее: я не знаю, говорю я своим студентам — политологам, экономистам или управленцам, как именно вам поможет то, что вы сейчас прочитаете “Апологию Сократа” или “Пир”, “Братьев Карамазовых” или “Гамлета”. Но я абсолютно убежден, что, если вы их прочтете, это будет вашим конкурентным преимуществом. И рано или поздно обязательно выстрелит».

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.