Общественная палата Общество

Введение дистанционного формата заседаний НКО должно быть оправдано и закреплено законом

В ОП Мордовии провели экспертизу соответствующего законопроекта

Введение дистанционного формата заседаний НКО должно быть оправдано и закреплено законом

В Общественной палате Мордовии провели экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В пояснительной записке отмечается, что целью законопроекта является урегулирование вопроса проведения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции собраний или заседаний органов управления некоммерческих и религиозных организаций путем совместного дистанционного присутствия с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Как указано в пояснительной записке законодательством Российской Федерации данный вопрос не регламентируется, что в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции и устанавливаемых ограничений на проведение публичных и иных массовых мероприятий препятствует проведению общих собраний или заседаний коллегиальных органов управления некоммерческих и религиозных организаций.

Реализация положений, указанных в анализируемом законопроекте, в целом, позволит достичь целей, указанных в пояснительной. Действительно, дистанционное проведение общих собраний и заседаний органов управления некоммерческих и религиозных организаций позволит свести к минимуму вероятность распространения коронавирусной инфекции между членами данных организаций и контактирующими с ними лицами в случае заражения одного из них. Как показывает практика, меры предосторожности, используемые при проведении массовых мероприятий офлайн (маски, перчатки, измерение температуры и т. д.), не могут гарантировать полную защиту от заражения, так как некоторые лица, участвующие в таких мероприятиях, могут быть бессимптомными носителями инфекции, не подозревая об этом.

Однако представляется необходимым дополнить положения законопроекта, а именно предусмотреть условия, при которых возможен перевод обычного режима работы общего собрания/заседания на дистанционный (например, эпидемия коронавирусной и иной жизненно опасной инфекции; проживание или временное пребывания членов собрания/заседания в местах, удаленных друг от друга, что делает невозможность своевременного проведения собрания/заседания). Определение условий проведения собраний/заседаний дистанционного необходимо, поскольку на данный момент такая форма продиктована необходимостью, но в дальнейшем дистанционный формат может выбираться как альтернатива офлайн-формату, что может нарушать права и законные интересы отдельных членов собрания/заседания, а также законные интересы некоммерческой или религиозной организации.

В этой связи следует предусмотреть и нормативно закрепить механизм принятия решения о проведении собраний/заседаний в дистанционном формате. Оптимальным представляется вариант, если такое решение будет приниматься путем голосования, исходя из возможности каждого члена собрания/заседания использовать информационно-коммуникационные технологии. Необходимо предусмотреть ситуации, когда отдельные члены собрания/заседания не смогут принимать полноценного участия в дистанционной встрече ввиду отсутствия необходимого оборудования, стабильного Интернет-соединения и т.п.

Также необходимо предусмотреть протокол принятия решения, если отдельные члены собрания/заседания однократно или многократно отключались из видеоконференцсвязи, если это не позволило им получить всю необходимую информацию для обоснования решения, принимаемого путем голосования или принять участие в голосовании.

В ходе изучения представленного законопроекта положений, допускающих неоднозначное толкование, коррупциогенных факторов, а также декларативных положений, повторов и иных недочетов, помимо указанных выше, не обнаружено.

Анализируемый законопроект — пример динамичности и гибкости нормативного регулирования общественных отношений, правовой системы России в целом, так как законодатель своевременно реагирует на социальные изменения.

Пресс-служба Общественной палаты Республики Мордовия

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.