Общество Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Цифровые стратегии развития книжной индустрии обсудили эксперты из Великобритании, Франции, Германии и России

Источник: Книжная индустрия

Актуальные вопросы обсудили участники международной конференции «Мировое книжное пространство в новых реалиях. Как издательства, книжные магазины, библиотеки выходят из пандемии?». Встреча, запланированная в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, прошла 12 ноября 2020 года в онлайн-формате.

Цифровые стратегии развития книжной индустрии обсудили эксперты из Великобритании, Франции, Германии и России

Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, тепло приветствовал всех участников международной конференции. Он представил самые свежие данные по итогам развития российской книжной индустрии за 9 месяцев 2020 года: «По итогам 9 месяцев 2020 г. в России выпущено чуть более 69 тыс. наименований книг и брошюр, что на 16,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий тираж выпущенных за этот период книг и брошюр составил 255 млн экземпляров, и это на 20% ниже, чем за 9 месяцев 2019 г. Это уже реалии, которые мы имеем на сегодняшний день.

Теперь что касается продаж. По предварительным оценкам, которые даёт нам Российский книжный союз, за 10 месяцев 2020 г. рынок бумажной книги по отношению к 2019 г. сократился на 10%. При этом продажи бумажной книги в интернет-канале выросли на 30-33%. Судя по цифрам, традиционная книжная розница «просела» достаточно ощутимо, но интернет-продажи общее падение не компенсировали.

К сожалению, мы, как и другие страны, уже вошли во вторую волну пандемии, в связи с чем в IV квартале 2020 г. ожидается продолжение падения: на 25% в целом по стране и до 30% по Москве и Санкт-Петербургу – крупнейшим региональным книжным рынкам. Что касается электронных и аудиокниг, то здесь рост за 10 месяцев 2020 г. составил по отношению к 2019 г. порядка 30-35%».

Владимир Григорьев кратко остановился на том, что удалось сделать за последние два месяца. По итогам сентябрьских встреч на ММКЯ были выпущены две декларации. Первая из них была подготовлена Международной ассоциация издателей (IPA), а вторая – подписана главами всех без исключения российских профессиональных ассоциаций нашей отрасли и направлена в Правительство РФ:

«Содержание этих деклараций во многом созвучно, и в них обозначены те направления, которые необходимо предпринять правительствам разных стран (в данном случае я буду говорить о России) для скорейшего выхода из кризиса. Вот некоторые из них:
• реализация масштабных рекламных кампаний, пропагандирующих чтение;
• принятие «Программы поддержки детского и юношеского чтения»;
• инвестиции в обновление фондов библиотек;
• снижение ставки НДС на электронные книги до уровня печатных;
• усиление борьбы с электронным книжным пиратством.

За последние два месяца нам удалось сделать важный прорыв: в октябре было принято Постановление Правительства, которое приравнивает НДС на электронные (в том числе, аудио-) книги к льготной ставке на печатные – 10% против 20%. Это касается не всех электронных книг, а только тех, которые связаны с образованием, наукой и культурой. Что касается других рекомендаций, которые были отмечены в упомянутых мной Декларациях, то мы над ними работаем. В частности, мы сейчас ведём переговоры по вопросу организации в ведущих российских печатных и электронных СМИ рекламных кампаний, пропагандирующих чтение».

Подробности по ссылке.

Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.