Общественная палата Общество

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели

Общественные слушания, посвященные приоритетным направлениям развития системы образования, состоялись в ОП РФ

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели

10 ноября на площадке Общественной палаты РФ состоялись общественные слушания «Приоритетные направления развития системы общего образования Российской Федерации».

Организатором дискуссии стала Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности. Модератором слушаний выступила председатель комиссии Наталья Кравченко

Основной темой обсуждения стали приоритетные направления развития системы общего образования в Российской Федерации. В свете принятия поправок в Конституцию РФ и согласно указу Президента РФ от 21 июля 2020 года одной из пяти национальных целей развития является обеспечение возможности для самореализации и развития талантов. 

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели  «Эта формулировка задает новый горизонт всей системы для развития человеческого потенциала страны. Поставленная задача требует согласованных усилий федерального и регионального уровней государственной власти, вовлечения населения и профессионального сообщества в развитие образования», — отметила Наталья Кравченко.

Виктор Басюк, заместитель министра просвещения Российской Федерации, рассказал о том, что Министерству просвещения на сегодняшний день важны целевые показатели, которые характеризуют достижения национальных целей к 2030 году. В частности, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и создание условий для гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели  Фокус внимания Министерства просвещения сосредоточен на тех организациях, которые системно демонстрируют низкий уровень образования, сказал он. «Наша общая задача — понять те проблемные точки, которые формируют низкое качество образовательных процессов, а также найти пути особой поддержки данных образовательных организаций со стороны муниципалитетов, регионов и общественно-профессионального сообщества,» — считает Виктор Басюк. 

«Образовательный процесс сегодня должен идти не только в школе, но и за ее пределами. При этом современная система образования должна быть основана на незыблемости ценностей и нравственных основ», — уверен спикер. 

Много вопросов касается инфраструктурных изменений образовательных процессов. Это не только вопросы строительства новых школ и ухода от второй смены. В настоящее время Министерство просвещения РФ занимается строительством многофункциональных образовательных организаций в сельских местностях и малых городах, которые предоставляют возможности не только для обучения, но и для культурного досуга и спортивно-оздоровительных активностей. 

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели  Михаил Мокринский, директор международной школы «Летово», поделился моделью школы XXI века. Эксперт считает, что для того, чтобы школа соответствовала запросам времени, необходимо «единство в разнообразии». 

«Любая школа — это единая система, интегратор методистов и педагогов, который эффективно объединяет решения, направленные на обучение и воспитание ребенка, — отметил Мокринский. — В школе необходимо построить динамическое равновесие между тремя группами задач: системной научности, метапредметными навыками (soft skills) и субъектности, самостоятельности и самореализации учащегося».

Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, поделилась результатами исследований, посвященных направлениям развития современной системы образования в России. 

«Исследование PISA показывает, что сегодняшние школьники оказываются неконкурентоспособными в глобальном масштабе в области функциональной грамотности и способности использовать свои знания в реальной жизни», — отметила спикер. Лишь небольшой процент выпускников основной школы демонстрирует высокий уровень функциональной грамотности (существенно ниже, чем в десятке стран-лидеров).

Попадание в топ-10 стран по качеству общего образования требует от нашей школы уверенного перехода от трансляционной модели, возникшей на рубеже XIX–XX веков, к модели деятельностной школы, где ученик формирует свою личность и получает знания через деятельность. Необходимо усилить ориентацию учебного процесса на формирование способности школьников использовать приобретенные знания для решения широкого круга задач, на развитие их познавательной самостоятельности, когнитивных, коммуникативных, метапредметных компетенций и умения учиться. Именно такой принцип заложен в модели школ стран-лидеров по качеству общего образования. 

Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, в своем выступлении развил ту же мысль: «Сегодня наблюдается снижение интереса школьников к математике и естественно-научным дисциплинам. Это большая проблема, которую нужно решать. Математика — это основа образования и функциональной грамотности».

Но, несмотря на значимость международных сравнительных исследований, мы не должны слепо следовать стандартам и пути развития других стран. «Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели», —считает эксперт.

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели  Александр Леонтович, директор университетской гимназии (школы-интерната) МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель общероссийского движения педагогов «Исследователь», подчеркнул значимость исследовательской деятельности при формировании у школьников естественно-научной грамотности. 

«Образовательный стандарт предполагает три типа результатов образования: предметный, метапредметный и личностный. Проблема заключается в том, что в качестве критерия качества образования используется оценка предметного результата: например, ЕГЭ, олимпиады, проверочные работы и т. д.», — рассказал спикер. 

Именно в исследовательской и проектной деятельности можно раскрыть два других типа результатов образовательного процесса. В регионах сейчас работают современные системы и программы дополнительного образования, направленные на это: Кружковое движение НТИ, социальная программа «Шаг в будущее», малая академия наук «Интеллект будущего» и другие. 

При этом в стране весьма ограничен круг специалистов, владеющих методиками как самостоятельного выполнения, так и руководства исследованиями и проектами. Необходимо обратить особое внимание на подготовку, методическую поддержку и сертификацию таких специалистов, разработку единых инструментов оценки результатов исследовательской и проектной деятельности, а также учет этих результатов при оценке качества образования и в рейтинговых показателях образовательных организаций на региональном и федеральном уровне, говорит Леонтович. 

Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы, продолжил мысль о формировании межпредметных компетенций учащихся. 

«Сегодня Кружковое движение охватывает около 200 тысяч человек во всех регионах России. Наш опыт говорит о том, что для молодого, технологически ориентированного школьника очень важно понимать свою траекторию от образования к самореализации и возможности вести свой проект в России. Такие траектории, вызывающие у школьников и студентов доверие, в первую очередь удается выстраивать в тех регионах, где работа с талантами — часть региональной стратегии. Это, например, Татарстан, Новгородская область, Республика Саха (Якутия), в этом же направления движется Камчатский край. Все регионы разные, поэтому важно, чтобы решения о содержании образования и траекторий развития школьника принимались на региональном, а не федеральном уровне. Нужно поддерживать регионы, готовые стать пилотными площадками по работе с талантами XXI века».

Алексей Благинин, директор центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), рассказал об особом внимании людей к теме развития образования, которое проявилось в ходе сбора идей для форума АСИ «Сильные идеи для нового времени». На краудфандинговую платформу форума поступило почти 15 тысяч идей из всех субъектов РФ. Каждая четвертая идея была посвящена вопросам образования. Многие проекты, продемонстрированные на форуме, уже взяты в реализацию региональными властями. «Сегодня любой человек может предложить идею или проект, которые будут востребованы на государственном уровне», — считает эксперт. 

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели  Игорь Барсуков, директор Института развития образования АСОУ, рассказал о региональном опыте развития образования на современном этапе. Проведенные в Московской области мониторинговые исследования качества образования наглядно свидетельствуют о том, что в основе метапредметных дефицитов функциональной грамотности школьников лежат конкретные предметные дефициты. Во многом это связано с избыточностью отчетной нагрузки, которая лежит на школах. 

Сокращение диагностик и отчетов могло бы быть обеспечено внедрением перечня региональных и школьных диагностических, а также проектных стандартов по модели государственных образовательных стандартов с установленным набором приобретаемых школьниками и педагогами через участие в проектах и диагностиках  предметных, метапредметных и проектных компетенций.

«Единая система оценки качества образования (ЕСОКО) является на данный момент важным шагом на пути к решению проблем в образовательной среде», — отметил спикер.

Аркадий Марголис, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, рассказал о профессиональном стандарте педагога и требованиях к психолого-педагогической подготовке учителей. 

«Психолого-педагогическая подготовка учителя позволяет ему обеспечивать целостное развитие учащихся, развитие у ребенка мышления, что, безусловно, сказывается не только на достижении метапредметных и личностных результатов, но и предметных, поскольку обеспечивает развитие у него теоретического мышления, включая научные понятия», — считает Марголис.

Омбудсмен в сфере образования Амет Володарский поделился с присутствующими вопросами правового регулирования образования в регионах: «Защита прав образовательных организаций очень важна, особенно в период работы системы регуляторных гильотин. Школам сегодня необходимая некая академическая свобода».

Образование должно работать на интересы России и выполнять национальные цели  Алексей Бауров, учитель лицея № 23 города Мытищи, рассказал о взгляде изнутри на систему образования в российских школах. Имея стаж работы учителем более 20 лет, Бауров пожаловался на большое количество формальных мероприятий и рутины, которые отвлекают школьников и педагогов от образовательного процесса: тестирования, медосмотры, ведение огромного количества отчетов. 

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации, обсудила вопросы дистанционного обучения, а также роли родителей и семьи в образовании их детей. «На родителях сейчас лежит самая большая нагрузка: они и педагоги, и психологи», — считает спикер. На данный момент важно разделение зон ответственности между учениками, учителями, родителями и администрации школы в процессе обучения.

Ксения Мотовилова, представитель международной школы программирования и математики для детей «Алгоритмика», поддерживая затронутую предыдущим спикером тему, рассказала о перспективах цифровой трансформации образования. 

К основным навыкам XXI века, которым должен обладать каждый человек, эксперт отнесла коммуникативные навыки, умение работать в команде, ИКТ-навыки, социокультурные навыки, креативность, критическое мышление, планирование, продуктивность. «После эпидемии СOVID-19 онлайна станет больше, и он будет привычнее, а в офлайн придет больше технологий и цифровых инструментов», — отметила Мотовилова.

Алексей Семенов, академик Российской академии наук и Российской академии образования, директор Институт кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН говорил о расширяющейся цифровой пропасти между всем обществом, где в профессиональной и повседневной деятельности постоянно используются цифровые средства, и школой, где такое использование запрещено. Он предложил включить в качестве обязательного элемента основной образовательной программы школы указание по каждой теме и виду учебной работы, разрешено, или запрещено использование цифровых инструментов и других цифровых средств. Он также предложил фиксировать проявление цифровой грамотности в различных видах внешкольной образовательной деятельности: в олимпиадах, конкурсах, онлайн курсах.

Айдар Акмалов, исполнительный директор Казанского открытого университета талантов, напомнил о важности системы высшего образования в роли улучшения качества образовательного процесса в России. Важна мотивация школьников не просто для того, чтобы сдать ЕГЭ, а чтобы определить свою профессиональную ориентацию, дальнейшие цели и направления развития. 

Участники дискуссии предложили организовать слушания на площадке ОП РФ, посвященные теме цифровизации образования, требующей отдельной глубокой проработки с участием экспертов и общественников. В настоящий момент в Общественной палате будет вестись активная работа по агрегации всех предложений и идей, обсужденных в ходе дискуссии, и дальнейшее их предложение на рассмотрение в Администрацию Президента РФ и Министерство просвещения РФ, заверила модератор слушаний Наталья Кравченко.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.