Общественная палата Общество

Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая

Россия и Китай обсудили опыт реагирования на вызовы пандемии

Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая

Опытом работы в сфере местного самоуправления и обеспечения безопасности городской среды в период эпидемии COVID-19 обменялись участники состоявшейся 5 ноября онлайн-конференции «Устойчивое развитие городов в постпандемический период. Сравнивая опыт городов России и Китая».

Участниками встречи стали члены Общественной палаты РФ, Шанхайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), представители Союза российских городов и Общероссийского народного фронта. 

Заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации Александр Школьник отметил, что Общественную палату РФ связывают теплые дружеские отношения с Народным политическим консультативным советом Китая, которые подкрепляются регулярными контактами и обменами. В своем приветственном слове он рассказал китайским коллегам о новом, седьмом составе Общественной палаты РФ, о его целях, задачах, а также о роли, которую Общественная палата РФ играет в жизни государства.
Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая  «Общественная палата как институт пользуется высоким уровнем доверия российских граждан. Наши основные задачи — это поддержка гражданских инициатив, общественная экспертиза законопроектов, общественный контроль над деятельностью органов власти, содействие развитию некоммерческих организаций, работа с обращениями граждан, организация общественного наблюдения за выборами», — пояснил Школьник. 

В период пандемии Общественная палата продолжила активную работу, подчеркнул Александр Школьник: «Нами был поднят вопрос о поддержке в условиях кризиса социально ориентированных НКО. Общественная палата стала одним из разработчиков мер поддержки, был обеспечен сбор информации из регионов и от органов исполнительной власти для пополнения реестров НКО. Мы также стали инициатором создания единого реестра НКО, претендующих на дополнительные меры поддержки, и осуществляем общественный контроль реализации мер поддержки, проводя консультации с Министерством экономического развития и Министерством юстиции. Также важным измерением нашей работы стала борьба с распространением фейковых новостей в период пандемии и разоблачение ложной информации о коронавирусе».

Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая  Вице-председатель Шанхайского комитета НПКСК Чжоу Ханьминь рассказал о текущих направлениях работы Шанхайского комитета НПКСК. Он также отметил, что Россию и Китай связывают отношения всеобъемлющего партнерства и подчеркнул важность встреч членов Общественной палаты РФ и Шанхайского комитета НПКСК в рамках общественного диалога между двумя странами. 

«Большое впечатление на меня произвело общение с коллегами из Общественной палаты РФ во время визита Шанхайского комитета НПКСК в Россию в 2017 году — оно было очень интересным и продуктивным. Во время пандемии наши страны не прервали рабочие контакты, продолжили сотрудничать по всем направлениям и оказывать друг другу помощь», — подчеркнул он.

Чжоу Ханьминь считает важным продолжать углублять взаимодействие по профильным темам комиссий ОП РФ и 11 комиссий Шанхайского комитета НПКСК: «В условиях пандемии и закрытых границ мы можем общаться онлайн, все это позволит вывести сотрудничество между ОП РФ и Шанхайским комитетом НПКСК после пандемии на новый уровень».

Одной из центральных тем обсуждения стала проблема устойчивого развития городов России и Китая в постпандемический период, а также обмен опытом в сфере местного самоуправления и обеспечения безопасности городской среды в период пандемии. 

Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая  Председатель Комиссии по экономике Шанхайского комитета НПКСК Сюй Цзяньмин отметил, что, несмотря на вызовы пандемии, экономика Шанхая показала положительную динамику: на 12 процентов выросли доходы крупных предприятий, занятых в сфере новых технологий, программного обеспечения, связи, а доля онлайн-потребления выросла на 2,5 процента.

«В целом в условиях борьбы с пандемией общими усилиями мы добились заметных успехов в экономическом росте» — резюмировал он.

Заместитель председателя Комиссии Шанхайского комитета НПКСК по социальным и юридическим вопросам Ян Сюн отметил, что Шанхай, будучи крупнейшим мегаполисом, достиг существенных успехов в вопросе установления контроля над распространением вируса благодаря слаженным действиям органов власти и ответственности населения. Однако поскольку через Шанхай проходят колоссальные потоки людей, в том числе из других городов и из-за рубежа (свыше миллиона человек в день), предстоит еще много работы для того, чтобы удержать ситуацию под контролем.

Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая  Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов подчеркнул, что с новыми вызовами в период пандемии столкнулись все города России, но в первую очередь крупные, в том числе Москва и Санкт-Петербург.

«Весной, в первый период пандемии, более 15 процентов жителей столицы приняли решение переждать период самоизоляции за пределами города, 79 процентов из них направились в Подмосковье, 21 процент — в другие регионы. В то же время по всей стране зафиксирован существенный рост спроса на аренду и покупку дач и загородных домов; интерес к долгосрочной аренде коттеджей и таунхаусов вырос на 213,3 процента и 171,3 процента соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Востребованность дач выросла на 93,4 процента, домов — на 21,7 процента», — рассказал эксперт.  

Одним из вероятных сценариев пространственного развития России является определенная коррекция миграционных потоков в пользу городов с населением менее миллиона человек, средних и малых городов, сельской местности, предполагает он, это потребует пересмотра государственной политики в сфере пространственного развития. 

Андрей Максимов озвучил предложения Общественной палаты РФ по развитию городов, среди них — усиление внимания государства к разнообразию жилищных запросов, в том числе к индивидуальному жилищному строительству и арендному жилью; формирование новых типов жилой застройки с обеспеченной инфраструктурой, в том числе в формате 15-минутного города; модернизация жилищного фонда с неполным набором жилищно-коммунальных услуг; расширение программы реновации в соответствии с местной спецификой; развитие не только многоэтажного, но и малоэтажного и индивидуального строительства и т. д. 

О вызовах и опыте преодоления проблем на уровне города рассказала Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских городов. По ее словам, COVID-19 обозначил себя как глобальный кризис и стал экономическим и социальным шоком для граждан и отдельных отраслей экономики российских городов, а глобальные связи между городами ускорили и усилили воздействие пандемии, показывая их уязвимость. Основные проблемы, с которыми столкнулись российские города, — укрепление системы здравоохранения, пересмотр основных услуг, пересмотр и реформирование общественных пространств, поддержка социальных предприятий, помощь наиболее уязвимым категориям граждан и т. д.

Ответ на вызовы пандемии: опыт российских городов и Шанхая  Директор Координационного центра ОНФ по восстановлению экономики Илья Семин рассказал китайским партнерам, что в России существует общероссийский план восстановления экономики как системная реакция на вызовы и проблемы, связанные с пандемией. При составления этого плана был выбран отраслевой подход, позволяющий оказывать точечную, адресную помощь организациям и предприятиям пострадавших отраслей — эти компании получили прямой доступ к мерам поддержки.

Среди наиболее востребованных мер государственной поддержки Илья Семин назвал софинансирование заработных плат; отсрочку по уплате налогов; беспроцентные кредиты на неотложные нужды, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам, на пополнение оборотных средств; отказ от государственных проверок до конца 2020 года; передвижение сроков по некоторым направлениям госзакупок и многое другое. 

«Каждый российский регион получил право самостоятельно расширять этот перечень пострадавших отраслей и вводить дополнительные меры поддержки — некоторые регионы этим пользовались», — подчеркнул он.

Сочетание общероссийского плана с отраслевыми мерами поддержками и дополнительными региональными мерами сформировали инфраструктуру поддержки российской экономики в кризисный период, подытожил Семин.

«Опыт России может быть использован и в других странах и быть основой для экономической интеграции наших муниципалитетов, городов», — считает Андрей Максимов.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.