Общество Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг

Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ», которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.

Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.

· Кредитование:

— навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
— предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
— скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
— займы, взятые посторонним на ваше имя;
— «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
— отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
— недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
— псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.

· Страхование:

— включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
— блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
— невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
— продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
— занижение суммы страховой выплаты.

· Инвестирование:

— предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
— сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
— некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
— «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
— возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.

Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.

При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.