Министерство промышленности и торговли Экономика

Введена цифровая маркировка шин и покрышек

1 ноября 2020 года стала обязательной цифровая маркировка шин и покрышек – речь идет только о новом товаре. Изменения введены согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 1958.

Маркировке подлежат шины для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, строительной и сельхозтехники.

Маркировка призвана в первую очередь гарантировать качество и безопасность товаров, в случае с шинами это критически важно. Кроме того, цифровая маркировка позволяет сокращать нелегальный оборот, что оказывает позитивный эффект для добросовестных компаний, позволяет также цифровизировать целые отрасли и собирать достоверную статистику.

Маркировка шин и покрышек вводится поэтапно: с 1 ноября 2020 года наступает обязанность по маркировке для производителей и импортеров, с 15 декабря 2020 года запрещается оборот шин без маркировки всеми участниками оборота, а с 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны передавать сведения о движении маркированных шин в ГИС МТ. Участники оборота сами определяли применимые средства идентификации. Основным решением стало нанесение этикетки с DataMatrix кодом на протектор или боковину шины.

Для оптимизации расходов и собственных логистических потоков импортеры могут выбирать различные способы нанесения маркировки – на зарубежном заводе, распределительных складах за рубежом либо на таможенных складах на территории России. О готовности к маркировке шин на таможенных складах заявили 9 логистических и брокерских компаний (вопрос развития маркировки на таможенных складах отдельно обсуждался накануне введения маркировки на совещании с участием представителей Минпромторга, ФТС, шинного бизнеса, импортеров, логистических операторов в порту «Бронка»).

Отметим, что пилотный проект по маркировке шин проходил с 20 июня 2019 года, то есть задолго до пандемии: у отрасли в сумме было полтора года на подготовку. На сегодняшний день в системе зарегистрировано 5 924 компаний, включая всех ключевых производителей и импортеров, дистрибьюторов, выпущено 11,9 млн кодов (шины маркируют как в России, так и за рубежом). Учитывая, что до ввода обязательных требований по взаимодействию с системой для всех участников остается 4 месяца (1 марта 2021 – запрет хранения немаркированных шин), показатели и динамика присоединения отрасли к системе – высокая.

Сроки введения обязательной маркировки согласовывались с бизнес-сообществом, в том числе с Ассоциацией производителей шин (АПШ).

Производители сообщают о готовности маркировки собственной продукции к 1 ноября 2020 (это видно и по динамике заказа кодов производителями) и выражают опасения лишь в части неготовности дилеров.

Что касается опасений о неготовности оптово-розничного звена, то в соответствии с дорожной картой, установленной по предложениям отрасли, дилеры второго и последующего звеньев обязаны передавать в систему сведения о движении товаров с 1 марта 2021 года.

Кроме того, в системе маркировки создан бесплатный сервис ЭДО Lite, который является полноценным документооборотом и может использоваться участниками без необходимости приобретать коммерческие решения. Также в системе есть функционал «прямой подачи информации» по отгрузке и приемке товара – при нем не нужно использовать ЭДО. Все функции доступны как через интерфейс личного кабинета, так и с помощью интеграции через API – каждая компания сама выбирает, какой способ работы удобнее ей.

Опасения насчет увеличения при введении маркировки шин и покрышек затрат на оплату услуг таможенного склада, насчет возможного снижения производительности труда, о том, что процессы пуско-наладочных работ и интеграции ИТ-систем не закончены, и все вместе это приведёт к росту конечной стоимости продукции на 2-3% – являются необоснованными. На сегодняшний день благодаря проведению практических тестов на таможенных складах стоимость маркировки шин «под ключ» (печатающее оборудование, материалы для маркировки, сотрудники, обеспечивающие разгрузку и загрузку контейнеров, а также дополнительные услуги по проведению таможенных процедур) составляет 50 руб. за шину, и эта цена удовлетворяет практически всех участников бизнес-сообщества.

В то же время маркировка на таможенных складах является дополнительным, альтернативным методом маркировки для тех компаний, которые не обеспечили своевременную реализацию процессов маркировки импортной продукции на производстве за границей РФ.

Прямыми затратами на маркировку шин сегодня является стоимость генерации кода, которая составляет 50 копеек, плюс стоимость материалов для маркировки (от 1,5 рублей за этикетку). В среднем прямые затраты на маркировку одной шины составят порядка 2-2,5 рубля. Есть также капитальные затраты на приобретение оборудования, доработку ПО, но при средней стоимости шин (4 тыс. рублей за штуку – легковые шины и порядка 20 тыс. рублей за штуку – грузовые шины) влияние маркировки на конечную стоимость продукта не может быть значительным. Это подтверждено и публичными заявлениями таких компаний, как Continental и Cordiant. В то же время участники рынка заявляют, что тенденция к удорожанию шин наблюдается и без маркировки.

Источник: Министерство промышленности и торговли

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.