Общественная палата Общество

Стимулировать творчество, а не только заработок: эксперты обсудили перспективы деятельности учреждений культуры в условиях пандемии

Дебаты на итоговом форуме «Сообщество» в Гостином Дворе

Стимулировать творчество, а не только заработок: эксперты обсудили перспективы деятельности учреждений культуры в условиях пандемии

Приобщение к культурным ценностям является одной из приоритетных потребностей современного человека, поэтому интерес к посещению спектаклей, выставок и других культурных мероприятий не падает даже в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Вместе с тем ограничительные меры заставляют многих людей думать, что в театры ходить опасно, и это приводит к тому, что даже самые популярные театральные постановки в нынешней ситуации теряют публику. Учреждения культуры терпят колоссальные убытки, с горечью ожидая момента, когда придется объявлять о закрытии, поэтому о федеральной или муниципальной поддержке сегодня вынуждены говорить даже те, кто никогда никого ни о чем не просил. Какие же меры со стороны государства могут помочь работникам культуры успешно пережить ограничения, связанные с пандемией, сохранив творческий коллектив и зрителя? На какую помощь рассчитывают учреждения культуры? Этим вопросам были посвящены дебаты «Культура и пандемия: сохранить зрителя в условиях ограничительных мер» на итоговом форуме ОП РФ «Сообщество».  

«Никто не рассчитывал на вторую волну пандемии, поэтому весь потенциал на сегодня израсходован, и уже в ноябре в бюджете всех театров образуется огромная дыра, — сказал в рамках дебатов директор Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок. — Поэтому мы надеемся на поддержку государства и учредителей, считая себя отраслью, наиболее пострадавшей от пандемии».

Стимулировать творчество, а не только заработок: эксперты обсудили перспективы деятельности учреждений культуры в условиях пандемии  Несправедливость того, что театры причислены государством к «рассадникам инфекции», отметил первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский. «Особенно непонятно, почему закрывают билетные кассы, заставляя зрителя приобретать билеты онлайн, — сказал он. — Ведь люди заражаются не только там. Наоборот: театр, как верно заметил Владимир Машков на недавнем Совете по культуре и искусству при Президенте, способен поддержать иммунитет здорового человека. Особенно в сравнении, к примеру, с ресторанами и кафе, где зачастую не соблюдается необходимая дистанция».
Стимулировать творчество, а не только заработок: эксперты обсудили перспективы деятельности учреждений культуры в условиях пандемии  Театры достаточно неплохо вошли в цифровое поле, считает начальник управления театров и концертных организаций департамента культуры города Москвы Наталья Дрожникова. «На первом этапе пандемии мы были вынуждены отменять мероприятия или переводить их в режим онлайн. Не все московские театры, я думаю, что и вообще российские, были готовы к оперативному переходу в такой режим, но тем не менее у нас это получилось. Об этом говорит количество просмотров на сайтах театров», — сказала она. Она считает, что принятые сегодня театрами меры безопасности, в частности переход на продажу электронных билетов, обоснованы и не вызывают протестов со стороны граждан.

Генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов считает, что итоги года вполне можно считать удовлетворительными: «По основным параметрам мы смогли сохранить все то, чем мы занимаемся, несмотря на то что большие коллективы не могли собираться и выступать из соображений безопасности. То, что сейчас концертная деятельность была возобновлена, и то, что большие коллективы снова начали выступать, — это чрезвычайно важно для их самоощущения, для их сохранения».

Стимулировать творчество, а не только заработок: эксперты обсудили перспективы деятельности учреждений культуры в условиях пандемии  «В отличие от зарубежных работников культуры, наши театры — как государственные, так и частные — все еще играют в убыток, — заметил специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству и художественный руководитель частного Театра мюзикла Михаил Швыдкой. — Сегодня нам важно понять, как монетизировать работу онлайн, а также оценить, сколько денег дает государство и сколько театры должны зарабатывать сами. Установка, что театры существуют для зарабатывания денег, неправильная — они должны нести культуру. Нужно стимулировать творчество, а не только заработок, поэтому я считаю, что театрам, особенно частным, нужно просто помочь». 

Один из важных итогов пандемии состоит в том, что Министерством культуры РФ создан реестр частных культурных учреждений, в который вошло 336 организаций. Они смогут претендовать на получение грантов на фестивали и новые постановки, а также субсидии на реализацию творческих проектов. Надо сказать, что Бюджетный кодекс не разрешает министерствам финансировать частные структуры напрямую, однако Минкультуры принимает на себя ответственность за все театральное пространство России, поэтому старается по возможности в рамках законодательства оказать поддержку частным структурам. Кроме того, начиная со следующего года частные театры, наряду с региональными и федеральными, смогут принять участие в программе «Большие гастроли». Об этом в рамках дебатов заявила Оксана Косарева, директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России. «Для творческого развития и популяризации частных театров, особенно в условиях пандемии, участие в нашей программе будет чрезвычайно полезным», — отметила она.

Далее Оксана Косарева прокомментировала разрешение корректировать госзадания учреждений культуры в связи с коронавирусом. «Первым шагом стало включение нашей отрасли в перечень пострадавших — это дало возможность получать кредиты на минимальную зарплату для сотрудников и так далее. Следующим шагом стало разрешение государственным учреждениям федерального уровня при недостижении показателей госзадания сохранять в полном объеме субсидии на его выполнение. Фактически мы уже отошли от того, что можно нагнать зрителя и исходя из этого показателя рассчитать госзадание. Однако нужно понимать, что изменение финансирования — вопрос не одного дня», — добавила спикер.

«Негосударственные театры необходимо особенно поддерживать, поскольку они являются неотъемлемой частью театрального ландшафта России», — заявил заместитель председателя Союза театральных деятелей России Геннадий Смирнов. По его мнению, формы поддержки должны быть самыми разными, в частности, поддержка негосударственных театров в регионах должна производиться непосредственно властью на местах.

Руководитель театрального агентства «АртПартнер XXI» Леонид Роберман высказал мысль о том, что успешно зарабатывающие частные театры должны вкладываться в проекты — не столько в коммерческие, сколько в художественные, рискованные проекты, предоставляющие возможность реализации ранее неизвестным актерам.

Работники культуры в настоящий момент надеются на то, что в скором времени театральная жизнь вернется в привычное русло. Как сказал художественный руководитель продюсерской компании «Независимый театральный проект» Эльшан Мамедов, «даже при наличии примеров блестяще организованной монетизации нам нельзя чересчур увлекаться онлайн-деятельностью, мы должны бороться за выход в офлайн».

[embedded content]

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.