Общественная палата Общество

«Необходимо повысить связанность между всеми национальными проектами»

На форуме «Сообщество» предложили дополнения в нацпроекты

«Необходимо повысить связанность между всеми национальными проектами»

На итоговом форуме «Сообщество», который проходит в столичном Гостином Дворе, состоялось расширенное заседание Координационного совета при Общественной палате РФ по национальным проектам и народосбережению.

За два месяца работы координационный совет провел ряд стратегических сессий для обсуждения национальных проектов, рассказал замсекретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка.

По мнению экспертов, общим для всех нацпроектов должны стать показатель удовлетворенности граждан при оценке всех нацпроектов; постоянное институционное участие в реализации нацпроектов Общественной палаты РФ, которая должна быть соисполнителем в части общественного мониторинга и контроля над их реализацией, причем это соисполнение должно быть прописано в нацпроектах; национальный, а не ведомственный подход; формирование рейтинга дружественности органов власти по отношению к нацпроектам; создание качественной системы мониторинга всех нацпроектов — запрос на полное системное раскрытие информации о нацпроектов есть у региональных общественных палат, комиссий и экспертов ОП РФ.

«Эти пять основных выводов напрашиваются применительно ко всем нацпроектам по итогам первых двух месяцев работы координационного совета», — пояснил Александр Галушка.

София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты», поделилась результатами исследований ВЦИОМ, назвав основные маркеры и антимаркеры эффективности реализации нацпроектов. Выводы сделаны, «основываясь на интересах людей», подчеркнула она, и использовались при корректировке нацпроектов.

По мнению эксперта, самые сложные вызовы стоят перед системой здравоохранения: «В период пандемии была переосмыслена профессия врача, мы стали ее больше ценить, но и требования к врачу у общества повысились, и в целом к переподготовке, выстраиванию системы медицинской помощи. Я думаю, это первоочередная задача, а нацпроект стоит на острие запросов общества».

О методологии индекса народосбережения, который складывается из показателей увеличения численности населения, улучшения человеческого капитала и качества жизни, рассказал директор АНО «Центр развития регионов и поддержки приоритетных проектов» по стратегическим коммуникациям, советник полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Сергей Качаев, подчеркнув, что индекс позволяет оценить эффективность государственных решений в сфере народосбережения и включает в себя 53 статистических и 79 социологических показателей, увязанных со всеми нацпроектами.

«Часто возникает диссонанс в оценках результативности нацпроектов населением и властью. Вовремя узнав об этот диссонансе, можно корректировать саму работу или на должном уровне организовывать работу по информированию населения о планах и результатах нацпроектов. Кроме того, индекс позволяет оценить качество работы как федеральных, так и региональных управленческих команд», — отметил он.

Даже если все показатели по нацпроектам будут выполнены, но число населения сократится, то эти результаты бессмысленны; цель естественного прироста можно достичь, только кардинально переломив ситуацию с рождаемостью, убежден заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Артур Ниязметов. Он обратил внимание, что все чаще при принятии решения о рождении третьего ребенка людей беспокоит возможность дать ему образование.

«Оказалось, что у нас в стране нет единого портала, единого реестра целевых мест, чтобы ребенок мог открыть и понять, из чего он может выбрать. Хотя все чаще звучит, что люди готовы возвращаться на малую родину, отучившись бесплатно за счет государства, и первые шаги на трудовом пути делать именно на малой родине. Так появилось предложение о создании электронной биржи целевого обучения», — озвучил он предложение округа в нацпроект «Образование».

Кроме того, отметил Ниязметов, для семьи важно, чтобы у каждого из родителей была хорошая работа с достойной заработной платой.

«Это уже нацпроект “Производительность труда и поддержка занятости”, а задачи по созданию новых рабочих мест, повышения эффективности труда не решаются без новых инвестиций, от объема которых зависит, насколько мы продвинулись в достижении целей нацпроектов. Сегодня мы по всем регионам округа имеем планы привлечения инвестиций и единый план привлечения инвестиций в ЦФО, также разработана его целевая модель, которая базируется на инфраструктуре для инвесторов, проектном подходе к предоставлению льгот и эффективности использования госзаказа для локализации производств в округе», — делится опытом Артур Ниязметов и делает вывод о необходимости повышения связанности между всеми нацпроектами.

Говоря об экспорте или о внутреннем спросе, невозможно обойти стороной качество услуги или продукции, а качество — это прежде всего стандартизация и сертификация, без которых выйти на рост экспорта невозможно, утверждает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Борис Алешин.

«Это связано с производительностью труда, где без новых технологий ничего сделать нельзя. А новые технологии — это НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), патентование и рационализаторство, стандарты, подготовка и переподготовка кадров, постоянная учеба. Только тогда можно рассчитывать, что мы получим значительный эффект. На 70 процентов увеличим к 2030 году экспорт, только если будем задавать самые высокие ориентиры. Этими областями решений надо дополнить нацпроект по экспорту», — заявил Алешин.

, член Комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, отметила, что нацпроект «Здравоохранение» направлен на то, чтобы граждане жили не только дольше, но и лучше, а для этого необходимы такие составляющие, как общественная профилактика, которая включает в себя создание здоровьесберегающей среды; популяционная профилактика с уникальной системой профилактических осмотров; диспансерное наблюдение, позволяющее вовремя выявлять факторы риска, связанные с хроническими неинфекционными заболеваниями. Для того чтобы все это работало, необходим межведомственный подход, уточняет она.

«Человек должен знать, как быть здоровым — это информационно-коммуникационные кампании; должен хотеть быть здоровым, то есть у него должна быть мотивация; у него должны быть условия для ведения здорового образа жизни — парки, велодорожки и т. д., то есть здоровьесберегающая среда», — говорит главный внештатный специалист Минздрава РФ.

Заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай обратил внимание, что в федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья» содержатся и корпоративные практики укрепления здоровья, и региональные практики, рассказывающие, что нужно делать в каждом конкретном регионе, и муниципальные практики.

«Мы доходим до уровня муниципалитета, чтобы сформировать вокруг каждого человека ту самую здоровьесберегающую среду. Это главное содержание проекта по укреплению общественного здоровья. Сегодня работа в этой области подкреплена не только проектом и общественной дискуссией, но и нормативными актами, прежде всего Конституцией РФ, изменения в которой включают в себя в качестве одной из задач укрепление общественного здоровья и формирование культуры ответственного отношения к своему здоровью, что и определяет ту систему координат, в рамках которой мы должны принимать решения и в части экспорта, и в части развития промышленности, и в иных направлениях деятельности — важно обеспечить народосбережение, иначе все остальные задачи теряют свой основной смысл», — убежден Олег Салагай.

По мнению председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки Михаила Погосяна, нацпроекты «Образование» и «Наука» — самые яркие примеры связи со всеми остальными национальными проектами, при этом важно сформировать единую среду, где академические и прикладные исследования, ведущиеся в вузах, увязываются с реальными задачами. Минобрнауки России, рассказал эксперт, разрабатывает программу стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, которая предусматривает расширение числа участвующих в ней вузов за счет региональных.

«Программа предназначена для сбалансированной подготовки кадров в регионах. Важно, чтобы люди, занимающиеся проектами в одном регионе, говорили на одном языке с другим регионами. Важно, чтобы был единый уровень образования, единый уровень понимания задач, которые перед нами стоят», — подчеркнул он.

Скорость технологических изменений такова, что невозможно предугадать, какие специалисты будут востребованы завтра, говорит Виталий Сурвилло, председатель Общественного совета при Минпросвещения России, а профессиональная подготовка требует достаточно много времени и здесь возникает риск отставания.

«Я бы призвал дополнить нацпроект “Образование” пилотным проектом, где учащиеся смогут сами определять дисциплины, которые, на их взгляд, будут востребованы на рынке, и сроки, с которыми они их готовы осваивают, — предлагает он. — Тогда и работодатель будет готов финансировать и ждать его, и, самое главное, он сам будет устремлен выбирать то, что ему действительно понадобится».

Кроме того, Виталий Сурвилло напомнил о традиции советских школ с раннего возраста мониторить предрасположенность ребенка к той или иной профессии: «Надо просить Минпросвещения вернуться к этой работе». Еще одно его предложение в нацпроект — повысить статус учителя, а для этого важно принять закон, регламентирующий поведение учащихся по отношению к учителям, убежден Сурвилло.

Аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев убежден, что национальные проекты должны лежать в основе составления бюджета — с них надо начинать его обсуждение.

«Хотелось бы, чтобы и национальные проекты, и государственные программы имели долгосрочную перспективу. Когда мы говорим об образовательных процессе, науке или культуре, мы понимаем, что это длительная история, это история того самого бюджетного маневра, на который всегда не хватает денег, а расходы должны быть увеличены. Потенциал огромный, но надо видеть перспективу. Думаю, что работа Общественной палаты и Счетной палаты позволит приоткрыть занавес и посмотреть на перспективу», — надеется он.

Один из важнейших вызовов современности — система управления, которая должна прийти в соответствие с вызовами и целями, поставленными государством, подвел итоги дискуссии Александр Галушка: «У нас складывается командная работа. Это и институты гражданского общества, и Общественная палата, и органы власти — одна команда, которая развивает Россию, вместе решая проблемы людей, вместе формируя созидательную повестку развития, вместе фокусируясь на главном, на том, что действительно имеет значение».

[embedded content]

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.