Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Наука и образование

Объявлены лауреаты Премии Правительства Российской Федерации в области образования

Лауреатами Премии Правительства Российской Федерации 2020 года стали 38 человек. Соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.  

Команда из Московского физико-технического института и Московского института электронной техники разработала региональную систему углубленной подготовки школьников естественно-научной и технической направленности.

«Мы взяли за основу систему Заочной физико-технической школы, которая существует уже 54-й год, добили в нее олимпиадное движение и другие мероприятия МФТИ со школьниками. В итоге мы выстроили региональную систему подготовки, описали ее и подали на премию. Система уникальна: есть аналогичные школы, но они проигрывают ЗФТШ в том или ином аспекте. В нашей школе всегда один и тот же преподаватель находится со школьником в контакте, пишет рекомендации, дает советы, тогда как в других школах это может быть произвольный учитель», – рассказывает директор Заочной физико-технической школы МФТИ Анна Габдурафикова. 

В планах у создателей – масштабировать проект: от 18 тысяч учеников – к 100 тысячам благодаря онлайн-формату, добавить новые предметы и реализовать ЗФТШ на английском языке, чтобы захватить международную аудиторию.

Лауреатами премии стали: Анна Габдурафикова, сотрудники Физтеха: доцент Татьяна Пиголкина, доцент Виктор Чивилев, старший преподаватель София Колесникова, а также Валерий Плис – доцент Московского института электронной техники. 

Команда Томского государственного университета получила премию за создание среды для персонализации обучения в Томской области. В состав команды вошли: первый проректор ТГУ Виктор Дёмин, заместитель проректора Елена Суханова, доцент Ольга Богданова, профессор Юлия Ковас и старший преподаватель Артём Фещенко. 

Исследователи представили на конкурс комплексную модель создания среды для персонализированной поддержки и развития талантов. Она включает психологическую диагностику, сетевые программы взаимодействия «школа-вуз» и цифровые сервисы. Модель уже реализуется на территории Томской области.

«Многолетние исследования показали, что все составляющие представленной модели – сетевое взаимодействие, персонализированная среда, психологическая диагностика и цифровые сервисы – в комплексе позволяют существенно влиять на развитие человеческого капитала в регионе. Особенно важна поддержка и развитие талантов, это направление является одним из базовых в образовательной концепции ТГУ. Модель и ее составляющие мы неоднократно представляли на международных и российских конференциях, а также на заседаниях Министерства науки и высшего образования и ассоциации “Глобальные университеты”, – рассказал Виктор Дёмин. – Для передачи наших разработок в регионы у нас есть диагностические материалы, программы для повышения квалификации управленцев и преподавателей общего и высшего образования, материалы по организации сетевого взаимодействия и готовые цифровые решения».  

По теме проекта ТГУ опубликовано более 70 научных работ, в том числе 33 статьи в ведущих российских и зарубежных журналах, а также три коллективные монографии. Авторы стремятся масштабировать свой опыт: пять регионов Российской Федерации уже использовали разработки университета по тьюторскому сопровождению школьников.

Команда Российского государственного гуманитарного университета создала учебно-тренинговую программу «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников». 

Лауреатами премии стали: член-корреспондент РАН, президент РГГУ Ефим Пивовар,  профессор Александр Гущин, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Александр Левченков и доцент Ирина Ханова. 

Программа направлена на обеспечение доступа наших соотечественников к российскому образованию и образованию на русском языке за рубежом. «В рамках программы формируется модель взаимодействия между нашими образовательно-научными структурами гуманитарного профиля и организациями соотечественников. Она позволит более активно интегрироваться в российское образовательное пространство, особенно в той его части, которая направлена на сохранение российской идентичности, укрепления единства, разработку механизмов правозащитной деятельности», – рассказывает Александр Левченков. 

Программа была разработана авторским коллективом кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ в 2013 году, первый набор был объявлен весной 2014 года. Большая часть слушателей вошла в постоянный экспертный пул и стала помощниками авторов программы и организаторов образовательного процесса в местах своего постоянного проживания. 

В будущем планируется создать специализированный интернет-ресурс программы, предусматривающий обратную связь с участниками и размещение электронных учебно-методических материалов в открытом доступе. Это особенно актуально в условиях противостояния пандемии COVID-19. После снятия ограничений, возможно включение в образовательную модель выездных мероприятий: тренингов, семинаров-дискуссий, мастер-классов как в России, так и за рубежом. 

Полный список лауреатов можно посмотреть по ссылке.

Премия Правительства Российской Федерации в области образования вручается ежегодно на основании рекомендаций межведомственного совета. В него входят как представители академического сообщества, так и профильных госорганов. Лауреатами становятся те, кто вносит большой вклад в развитие образовательной системы и внедрение перспективных технологий обучения.

Источник: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Источник: Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.