Общественная палата Общество

Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

Будущее системы закупок в России обсудили эксперты в ОП РФ

Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Закупки-2030», организованный Комиссией ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

Модераторами встречи выступили член комиссии Вадим Ковалев и руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.

Первым вопросом повестки стала необходимость регламентации закупок, ее цели и задачи.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров напомнил участникам о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», содержащем оптимизационный пакет поправок по таким направлениям, как сокращение способов закупок, дальнейшее упрощение порядка проведения закупки, усиление предквалификации, типизация контрактов, повышение действенности обеспечения заявок и контрактов, унификация случаев несостоявшихся закупок, ограничения для необоснованного обжалования.

«Кроме того, необходимо найти баланс интересов между заказчиком, который заинтересован в том, чтобы иметь в своем распоряжении инструмент гибкого планирования своих закупок, и поставщиков, которые хотели бы иметь, например, трехлетний план закупок и ничего не менять», — заявил Лавров.

Он также напомнил, что в 2021 году планируется приступить к разработке крупного пакета поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ).

«В этот законопроект планируем включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования (установление требований, включая предельные цены, к закупаемым товарам, работам, услугам), поскольку действующие механизмы нормирования, когда каждое ведомство, субъект РФ создает собственные правила, фактически не работают», — сказал замминистра.

Руководитель ЗАО «Энергосервис» Сергей Дашков обратил внимание на то, что в рамках системы госзакупок предусмотрены два основных аспекта: реальные госзакупки и закупки регулируемого бизнеса, регулируемые 44-ФЗ и 223-ФЗ соответственно.

«Мы должны четко понимать, как эти два сутевых аспекта управления расходами крупных субъектов должны сочетаться. Наша насущная задача — понять, в чем сходство и разница между ними, очертить границы их регламентации», — пояснил спикер.

Директор по закупкам ПАО «Ростелеком» Татьяна Карасева, также отметила важность темы регламентации закупок: «Сейчас весь закупочный процесс строится на базе контролинга и всеобщего недоверия к заказчикам, к поставщикам. И эта проблема не решается. Мы видим низкую конкуренцию, большое число несостоявшихся процедур, срывы сроков поставок. Хотелось бы увидеть новую парадигму, когда при входе в систему она сама формирует доверие».

В частности, спикер отметила, что закупщики, работающие по 223-ФЗ, сталкиваются с проблемой выбора качественного поставщика: «Ряд отборочных критериев трактуется как коррупционный, но при этом работать невозможно. Выстроенная система — это не сервис ни для закупщиков, ни для поставщиков».

В качестве решения проблемы Татьяна Карасева предложила создание сервиса, аналогичного системе госуслуг либо «Яндекс.Такси»: «Сервис “Яндекс.Такси”, при входе регистрирует всех водителей, все машины, определяет квалификацию нового участника. В госзакупках такого нет, и получается, что у меня выбран победитель на многомиллионный контракт, а я вообще его не знаю, есть ли у него инфраструктура, мощности. Таким образом, я оказываюсь под риском. Должен работать сервис анкетирования при входе, и необходимо проверять, насколько анкета соответствует действительности, должно проводиться определенное рейтингование, например как на booking.com».

Генеральный директор Института экономических стратегий Российской академии наук, член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Александр Агеев подвел итоги обсуждения аргументов в пользу регламентации закупок.

«Любые изменения в закон — это всегда переучивание и колоссальные затраты. Мы делаем это ради качества исполнения, скорости исполнения, ради того, чтобы было меньше бюрократического крючкотворства. И самое главное — это доверие между участниками сферы закупок», — заключил он.

Следующим вопросом повестки стала оценка эффективности системы регламентированных закупок.

Генеральный директор «Синапс-Мск», член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Сергей Картаев подчеркнул, что на сегодняшний день эффективность работы системы закупок никем не оценивается. По его словам, не оцениваются в том числе и затраты на ее содержание, хотя средства, которые вкладываются в эту сферу, колоссальны.

По мнению эксперта, для оценки эффективности системы необходимо определить конкретный результат ее функционирования и подсчитать, в какие средства он может обойтись. Картаев особо подчеркнул, что законотворчество и контроль также являются затратами, и их необходимо учитывать в обязательном порядке.

«Для того чтобы спроектировать систему “Закупки-2030”, нужны проектные команды — те, кто отвечает за то, что должно получиться в итоге, чтобы понимать, с какой эффективностью будет работать система. И мне хотелось бы, чтобы эксперты, в том числе Общественная палата, работали не только над совершенствованием того, что есть сейчас, но и над созданием принципиально новой системы закупок», — заключил эксперт.

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования «B2B-Center» Дмитрий Казанцев убежден, что именно конечный потребитель является мерилом эффективности закупки.

Он напомнил, что в настоящее время для оценки эффективности госзакупок закладываются два показателя: конкуренция и экономия, которая измеряется как разница между начальной максимальной ценой и ценой госконтракта.

«Эти два аспекта, безусловно, важны, однако здесь мы путаем вспомогательные показатели с реальными показателями эффективности, — подчеркнул эксперт. —Оценивать эффективность закупок можно только диверсифицированно, по отраслям, собирая при этом обратную связь от конечных потребителей. Мы должны выбирать между тем, что просто, и тем, что правильно, ориентироваться на реальные, а не на формальные показатели».

Завершая мероприятие, Вадим Ковалев сообщил, что предложения и замечания экспертного сообщества по тематике развития контрактной системы, в том числе по озвученной Минфином повестке, планируется регулярно обсуждать и консолидировать на базе Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

«В дальнейшем мы сможем направлять такие предложения заинтересованным ведомствам», — пояснил эксперт.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.