Министерство по развитию Дальнего Востока Экономика

Яхтсмены из России надеются поднять в Арктическом совете вопрос исследования Арктики на парусных судах

Яхтсмены из России надеются поднять в Арктическом совете вопрос исследования Арктики на парусных судах

Организаторы парусной экспедиции, которая с 1 августа по 30 сентября прошла по водам Арктики и Сибири при поддержке Минвостокразвития РФ, рассчитывают, что во время председательства России в Арктическом совете удастся обсудить вопрос исследования Арктической зоны на маломерных судах.

Парусная экспедиция была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и приурочена к 175-летию создания Русского географического общества. Круизные яхты «Сибирь» и «Жемчужина» прошли по маршруту: Архангельск, Нарьян-Мар, Харасавей, остров Белый, Салехард, Ханты — Мансийск, Тобольск, Омск. Учитывая важность памяти о защите морских рубежей России и инфраструктуры Северного морского пути, были организованы возложения венков к местам гибели кораблей в Белом, Баренцевом, Печорском и Карском морях.

Организаторы экспедиции — Российский центр освоения Арктики (ЯНАО) и ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области». Партнерами стали Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество». Генеральный партнер — АО «Газпромбанк».

Одной из важных задач организаторов экспедиции стало тестирование пройденного пути на предмет соискания интересных и доступных направлений в Арктике для включения в перечень рекомендуемых РГО туристических маршрутов. Этот яхтенный поход, по задумке его инициаторов, помог доказать возможность плавания под парусами маломерным флотом по водам Арктики и Сибири, что послужит примером для развития экспедиционного туризма, межрегионального делового сотрудничества, развития малого бизнеса и привлечения внимания к точкам роста в регионах Арктики.

По информации директора по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Глеба Плетнева, хотя ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и внесли коррективы в изначальный план путешествия, удалось сделать даже сверх намеченного.

«Пройденный нами маршрут, который частично пролегал по акватории Северного морского пути, показал, что парус в Западной Арктике вполне возможен для использования в летне-осеннюю навигацию. Кроме того, уверенно можно сказать, что тема внутренних морских конвоев, которую мы подняли при прохождении арктического побережья, интересна и близка северянам, потому что там в годы Великой Отечественной войны служили местные люди, на траулерах, которые были переделаны в морские корабли военно-оборонительного характера. Теперь подумываем о развитии историко-географических экспедиций по Западной Арктике от Мурманска до Диксона и Таймыра. Это яркий, интересный маршрут», — рассказал Глеб Плетнев.

По его словам, участники экспедиции наметили для себя точки роста в регионах , которые активно могли бы при должной информационной поддержке, обеспечении ресурсами и дополнительным снаряжением сложиться в еще один туристический маршрут.

«В числе этих точек – Архангельск, Мезень, Пустозерск, ненецкие острова Вайгач, Колгуев, ямальские остров Белый, поселок Сейха. Конечно, нам интересно в одной из экспедиций в перспективе дойти до исторического города Мангазея. Этот маршрут очень самобытный, он позволяет понаблюдать за соединением старожильческого населения и коренных малочисленных народов, которые оказывали содействие при освоении Арктики в виде помощи в перевозки грузов, закладки продуктовых складов, помогали в установке жилищ», — сообщил путешественник.

Он пояснил, что, например, город Мезень, в прошлом известный как Окладникова слобода, является историческим местом жизни поморских кормщиков, которые на кочах ходили на Новую Землю, Шпицберген и в Мангазею. Не менее притягательным для туристов, по его мнению, является Пустозерск и остров Белый, где находится метеостанция, на которой работают ученые.

«Но это достаточно сложный путь, там потребуются низкосидящие плавсредства. Такое путешествие, конечно, не рассчитано на массового туриста. Оно будет интересно людям, увлекающимся историей своей страны, причем не нашумевшими фактами, а скрытыми от широкого зрителя свидетельствами исследования Арктики. Как люди жили в этих местах, не имея сегодняшних возможностей», — уточнил Глеб Плетнев.

Еще одна идея организации туристического маршрута, которую участники экспедиции даже успели обсудить с властями Ямало-Ненецкого округа, организовать переход по «ямальскому волоку» – сети озер и рек, пересекающих полуостров Ямал от Карского побережья в районе Харасавэя до поселка Сейха в Обской губе. Поморские мореплаватели вынуждены были добираться ямальским волоком, когда в момент затирания льдами не было возможности пройти пролив Малыгина на северной оконечности Ямала.

«Этот историко-географический маршрут просто потрясающий. И, на наш взгляд, в период председательства России в Арктическом совете, есть смысл поднимать вопросы истории освоения Арктики, которая покорялась именно на парусных судах. Маршрут рассчитан на полтора месяца. Перегон от одной точки до другой может не превышать трое суток – это вполне нормальный отрезок времени движения профессионально снаряженного парусного судна», — уверен участник экспедиции.

Всю собранную в походе информацию, помимо РГО, направят Минвостокразвития России. «Мы считаем, что в 2021-2022 годах интересно было бы организовать историко-географическую экспедицию «Мангазейский морской ход. История и современность», соединяющую Архангельск и Мангазею (центр пушной торговли Сибири 17 века). На тех точках транспортно-логистической системы, которая испокон веков существовала в Арктике, сегодня пролегает Северный морской путь и строятся промышленные гиганты. Это говорит о связи времен, и эти знания полезны для будущих поколений», — сказал Глеб Плетнев.

 

 

Источник: Министерство по развитию Дальнего Востока

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.