Общественная палата Общество

Удовлетворить права собственников, не нарушив экосистем особо охраняемых природных территорий

Общественники Самарской области оценили предлагаемые изменения в законодательство

Удовлетворить права собственников, не нарушив экосистем особо охраняемых природных территорий

Членами и экспертами Общественной палаты Самарской области в порядке общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона № 974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в июне текущего года.

«По сути законопроект предлагает два основных изменения в действующее природоохранное законодательство. Во-первых, речь идет о возможности введения в оборот земельных участков в границах населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национального парка. Во-вторых, предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями уменьшать территории национальных парков, изменять их границы и исправлять технические ошибки в определении границ. Указанные изменения, безусловно, позволят решить накопившийся за последние годы ряд острых проблем, связанных, прежде всего, с возможностью развития инфраструктуры населенных пунктов, находящихся в границах национальных парков, а также с урегулированием земельных споров между правообладателями земельных участков на территории таких парков и органами государственной власти», — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева.

«Федеральный статус земель национальных парков и действующий в них запретительный правовой режим приводят к существенному ограничению конституционных прав граждан, проживающих в границах данных территорий. В частности, отсутствие возможности изменения границ национальных парков в сторону их уменьшения и исправления технических ошибок в определении их границ напрямую нарушает выраженный в статье 35 Конституции РФ принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призванным гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом. Этот принцип включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного либо несоразмерного ограничения имущественных прав. Как показывает практика, при создании национальных парков и установлении их границ встречаются случаи ошибочного внесения того или иного земельного участка в установленные границы. При этом механизм устранения такой ошибки отсутствует. Таким образом, правообладатели земельных участков в границах национальных парков лишены всякой защиты своих законных прав и интересов даже при обращении в суд, — обратила внимание Галина Николаева. — Полагаю, что принятие рассматриваемого законопроекта позволит исключить наличие законодательных препятствий по реализации правообладателями земельных участков в границах национальных парков своих законных прав на устранение допущенных при создании таких парков ошибок и неточностей, а также допустит на законных основаниях перевод земельных участков в границах национальных парков в иные категории земель».

«Необходимо законодательно определить процедуру изменения границ национальных парков и исправления соответствующих технических ошибок, — согласилась с коллегой председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина. — Однако при неоднозначном правоприменении принятие законопроекта повышает риски увеличения оборота земель национальных парков, что может повлечь угрозу экологической безопасности и нарушение прав всех граждан России на благоприятную окружающую среду, гарантированных Федеральным законом „Об охране окружающей среды“ и стратегическими документами развития РФ. Эти риски возрастают в условиях отсутствия четких требований к формированию градостроительных регламентов населенных пунктов».

По мнению Маргариты Вахтиной, в представленном на общественное обсуждение законопроекте имеются положения, допускающие неоднозначное толкование.

«Считаю, что принятие законопроекта в данной редакции нецелесообразно. Принятие возможно только в части определения процедур, связанных с изменением границ национальных парков и исправлением соответствующих технических ошибок, чтобы обеспечить должный баланс интересов всех граждан и сохранения особо ценных природных территорий и биологического разнообразия», — заключила Маргарита Вахтина.

«Обсуждаемый проект федерального закона, несмотря на важность сформулированных задач, несет за собой ряд отрицательных моментов для развития особо охраняемых природных территорий. Любое нарушение режима ООПТ ведет к деградации или уничтожению заповедной экосистемы», — считает эксперт Общественной палаты Самарской области, руководитель экологических исследований Самарского научного центра РАН Сергей Саксонов.

Отметив, что актуальным является «внесение поправки в части касающейся ужесточения персональной ответственности директоров ООПТ за несоблюдение режима заповедной экосистемы, за деградацию и уничтожение экосистем», эксперт подчеркнул, что к обсуждению законопроекта необходимо привлечь широкий круг специалистов.

«Документ нуждается в широком обсуждении, с учетом действующих Водного и Земельного кодекса РФ. Предлагаемые изменения в Федеральный закон должны пройти обсуждение и самими учреждениями — на научно-технических советах ООПТ, — уверен заместитель директора по научной работе Института экологии Волжского бассейна РАН, заведующий лабораторией популяционной экологии Александр Файзулин. — Рассматриваемый законопроект вызван проблемами, которые сопровождают деятельность особо охраняемых природных территорий. В настоящее время условия использования земель определяются функциональным зонированием территории и не всегда достаточно обоснованы. Необходимо провести критический анализ существующих схем функционального зонирования ООПТ. В то же время ряд ООПТ, особенно регионального уровня: заказники, памятники природы, — были созданы с нарушением действующего на момент их создания законодательства и сегодня существуют фактически незаконно, без точно установленных границ, что приводит к конфликтам с местными жителями, хозяйствующими субъектами».

Стоит отметить, что особо охраняемые природные территории (в том числе, 63 национальных парка), относясь к объектам общенационального достояния, находятся под защитой государства и занимают порядка 13% площади Российской Федерации. При этом, согласно данным, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, в границах федеральных ООПТ живет около 2 млн человек. Так, в составе 27 национальных парков функционирует более 920 населенных пунктов различных уровней, в которых проживает более 370 тыс. человек.

Мнения и предложения членов и экспертов Общественной палаты Самарской области направлены в Общественную палату РФ, по инициативе которой в регионах проходит общественное обсуждение законопроекта.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.