Общественная палата Общество

Введение маркировки упакованной воды: первые мнения об эксперименте

Эксперты обсудили влияние экономического кризиса и введения маркировки на рынок питьевой воды

Введение маркировки упакованной воды: первые мнения об эксперименте

15 сентября в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Ситуация на рынке упакованной воды: влияние экономического кризиса и введения контрольно-идентификационных знаков (КИЗ) маркировки».

Модератор встречи заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов рассказал о том, что 1 апреля официально стартовал эксперимент по маркировке упакованной воды, на основании итогов которого в 2021 году будет принято решение о введении или невведении обязательной маркировки. Однако на фоне проведения эксперимента на рынке упакованной воды сложилась тяжелая ситуация, связанная с экономическим кризисом, что в совокупности может привести к еще более серьезным последствиям для индустрии.

Участники индустрии, эксперты и представители федеральных органов исполнительной власти обсудили текущую ситуацию на рынке упакованной воды, а также возможные меры поддержки в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

Введение маркировки упакованной воды: первые мнения об эксперименте  Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков в своем выступлении отметил, что площадка Общественной палаты России позволяет вести открытый диалог со всеми участниками отрасли и заинтересованными сторонами. 

«По данным компании “Такском”, продажи минеральной воды на второй квартал 2020 года снизились на 23 процента, продажи питьевой воды упали на 18 процентов. Производители и ретейлеры связывают сложившуюся ситуацию с экономическим кризисом и последствиями пандемии. В этих условиях проведение эксперимента по маркировке упакованной воды может нанести серьезный вред не только индустрии воды, но и экономике страны в целом», — сказал Максим Новиков.

По словам эксперта, сфера бутилированной воды сейчас находится на стадии развития конца 1990-х — начала 2000-х годов. Мощности загружены лишь на 50 процентов, а объемы производства сопоставимы с 2008 годом. Участники отрасли опасаются второй волны пандемии и введения новых запретительных мер, которые еще более негативно повлияют на сферу питьевой воды.

Максим Новиков сказал, что рынок воды, соков и напитков является наиболее пострадавшей в период пандемии отраслью, так как в условиях падения доходов граждан, спрос на напитки среди других пищевых продуктов снижается в первую очередь.

По мнению членов Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, индустрия упакованной воды по объективным причинам не готова к внедрению маркировки, а затраты на этот эксперимент за первый год могут составить от 30 до 40 миллиардов рублей. Поэтому представители бизнеса считают нецелесообразным вводить маркировку упакованной воды в обязательном порядке в текущий период времени. Контроль за качеством продукции предлагается усилить со стороны надзорных органов.

Введение маркировки упакованной воды: первые мнения об эксперименте  Президент Союза производителей бутилированных вод Алена Кондратьева предложила провести полномасштабную проверку состояния рынка бутилированной и минеральной воды в стране. А до принятия маркировки провести анализ целесообразности этого с привлечением представителей социологических, аналитических и профильных экспертных сообществ.

Председатель Общественного совета при Минсельхозе РФ Андрей Бодин отметил: «Мы согласны с отсутствием необходимости введения маркировки упакованной воды, так как это негативно отразится на населении, которое и так пострадало в результате пандемии. Считаем, что важно наладить эффективное взаимодействие бизнеса и власти».

Советник по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти АНО «Российская система качества» Мария Насакина рассказала об исследовании, проведенном совместно с Роспотребнадзором и Россельхознадзором, по проверке качества упакованной питьевой воды, включая природную и минеральную воду, реализуемую на потребительском рынке: 

«На российском рынке обращается 435 торговых марок минеральной воды, 107 из которых составляет 95 процентов рынка; 1152 марки питьевой негазированной воды, из которых 150 позиций составляют 73 процента рынка. Нами был проведен сравнительный анализ сведений о производстве минеральной воды и соответствие деклараций, сведений о месте добычи и ее химический состав. Для анализа были отобраны марки, которые составляют более 80 процентов рынка питьевой воды, включают природную минеральную воду (столовую, лечебную и лечебно-столовую) и искусственно минерализованную воду. В ближайшее время выйдет официальный релиз с данными этого исследования».

Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Екатерина Приезжева представила позицию ведомства и отметила, что несмотря на то, что участие в эксперименте по маркировке упакованной воды добровольное и проводится с предоставлением участникам необходимого оборудования, в этом эксперименте не задействованы крупные производители.

«Инициатором введения маркировки выступает Правительство РФ, и она проводится в рамках государственно-частного партнерства. Участники индустрии не учитывают, что маркировка цифровая, поэтому исключает появление черного рынка марок. Кроме того, важно учитывать, что для работы в системе необходимы определенные навыки и опыт, и в условиях корректного введения всех необходимых сведений с первого раза скорость работы системы увеличивается и не требует от участников эксперимента больших временных и физических затрат. Введение маркировки проводится при участии научного сообщества в лице Высшей школы экономики и других научно-исследовательских институтов», — отметила представитель Минпромторга России.

В своем выступлении Екатерина Приезжева призвала участников индустрии принять участие в эксперименте для того, чтобы реально оценить его эффективность, целесообразность и связанные с маркировкой затраты.

Подводя итоги дискуссии, Айгун Магомедов отметил, что все высказанные комментарии и предложения войдут в итоговую резолюцию Общественной палаты РФ и будут направлены во все заинтересованные структуры.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.