Министерство финансов Экономика

Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 11 сентября 2020 г. № 99

П Р О Т О К О Л

заочного голосования Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности 

г. Москва
от 11 сентября 2020 г. № 99

В соответствии с Регламентом Рабочего органа Совета по аудиторской, утвержденным Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2011 г. (протокол № 2), по состоянию на 10 сентября 2020 г. поступил 21 опросный лист от членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

Члены Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, представившие опросные листы:

Г.И. Абакумова, Т.А. Арвачева,
Р.П. Булыга, И.А. Буян,
О.В. Горячева, Л.А. Иванова,
С.И. Карпухина, Н.В. Кобозева,
И.А. Козырев, И.В. Красильникова,
Н.А. Малофеева, Е.В. Межуева,
И.М. Милюкова, М.Э. Надеждина,
О.А. Носова, С.А. Рассказова -Николаева,
Е.В. Старовойтова, С.С. Суханов,
Н.В. Черкасова, Б.А. Федосимов,
Л.З. Шнейдман

Члены Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, опросные листы которых признаны действительными при принятии решения

Г.И. Абакумова, Т.А. Арвачева,
Р.П. Булыга, И.А. Буян,
О.В. Горячева, Л.А. Иванова,
С.И. Карпухина, Н.В. Кобозева,
И.А. Козырев, И.В. Красильникова,
Н.А. Малофеева, Е.В. Межуева,
И.М. Милюкова, М.Э. Надеждина,
О.А. Носова, С.А. Рассказова -Николаева,
Е.В. Старовойтова, С.С. Суханов,
Н.В. Черкасова, Б.А. Федосимов,
Л.З. Шнейдман

Результаты заочного голосования определены 11 сентября 2020 г.

I. О проекте Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года

Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года согласно приложению.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

II. О примерных формах заключений, составленных в соответствии с международными стандартами аудита

Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить следующие примерные формы заключений для последующего включения в Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита:

а) заключение, составленное по результатам оценки отчета о реализации долгосрочной программы развития и выполнении ключевых показателей эффективности согласно приложению;

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

б) аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности согласно приложению.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

III. О Классификаторе нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов

1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства, Комиссии по вопросам регулирования аудиторской деятельности и Комиссии по контролю качества работы по данному вопросу.

2. Считать нецелесообразным продолжение работы по замечаниям к изменениям в Классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 26 июня 2020 г. (протокол № 53, раздел II), высказанным членом Совета по аудиторской деятельности — представителем Банка России.

3. Поручить председателю Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности проинформировать о настоящем решении члена Совета по аудиторской деятельности — представителя Банка России.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 19 голосов,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 2 голоса.

IV. О проекте перечня приоритетной тематики обучения по программам повышения квалификации аудиторов на 2021 год

Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности предложить саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» при организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации в 2021 г.:

а) считать приоритетной следующую тематику:

передовые технологии и методы оказания аудиторских услуг;

практика применения МСА: формирование аудиторского заключения; практика применения МСА: проверка соблюдения требований нормативных правовых актов;

практика применения МСА: аудиторские процедуры в отношении событий после отчетной даты;

практика применения МСА: получение аудиторских доказательств; практика применения МСА: аудиторские процедуры в отношении связанных сторон;

практика применения МСА: выявление и рассмотрение недобросовестных действий;

практика применения МСА: аудиторские процедуры в отношении непрерывности деятельности;

практика применения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

практика аудита: обязанности аудитора в системе противодействия отмыванию преступных доходов, коррупции, подкупу иностранных должностных лиц;

б) засчитывать в счет обучения по программам повышения квалификации аудиторов по приоритетной тематике обучение по программе повышения квалификации аудиторов по тематике «Подготовка уполномоченных экспертов по контролю качества»;

в) обеспечить прохождение всеми аудиторами, являющимися их членами, обучения по приоритетной тематике, предусмотренной в пункте «а» настоящего раздела.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 19 голосов,

«ПРОТИВ» — 2 голоса,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

V. О проектах форм федерального статистического наблюдения за аудиторской деятельностью

1. Считать нецелесообразным внесение изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности», утвержденную приказом Росстата от 23 ноября 2016 г. № 740.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект формы федерального статистического наблюдения № 5-аудит «Дополнительные сведения об аудиторской деятельности» согласно приложению.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 18 голосов,

«ПРОТИВ» — 1 голос,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 2 голоса.

VI. О включении объединения организаций в перечень международных сетей аудиторских организаций

1. Принять заключение Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности о несоответствии объединения организаций «Reanda International» требованиям, предусмотренным пунктом 3 Порядка ведения перечней сетей аудиторских организаций, одобренного решением Совета по аудиторской деятельности от 24 марта 2016 г. (протокол № 21), согласно приложению.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности не включать объединение организаций «Reanda International» в перечень международных сетей аудиторских организаций на основании заключения Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, указанного в пункте 2 настоящего решения.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

VII. О результатах мониторинга исполнении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации  на период до 2024 года

Принять к сведению информацию о ходе исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года в первом полугодии 2020 г.

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

VIII. О признании уважительными причин несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить признание саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество» уважительной причину несоблюдения в 2019 г. аудитором Л.В. Микулик требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Распределение голосов членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» — 21 голос,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

В соответствии с пунктом 43 Регламента Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности решение Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности принято.

Председатель Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

И.А. Козырев

Секретарь Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

Т.А. Арвачева

Приложение № 1

к протоколу заочного голосования

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

от 11 сентября 2020 г. № 99

Проект

К О Н Ц Е П Ц И Я

развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года

1. Общие положения

Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на дальнейшее развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 г. Концепция раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности, механизмы, меры и действия по их реализации в интересах повышения роли этой деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Концепция призвана обеспечить:

1) оценку основных проблем его развития;

2) определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования, надзора и осуществления аудиторской деятельности;

3) реализацию потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы Российской Федерации;

4) определение ключевых действий по достижению цели дальнейшего развития аудиторской деятельности.

Положения Концепции не распространяются на деятельность по осуществлению аудита органами государственного (муниципального) финансового контроля и распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, службами внутреннего аудита организаций, а также по оказанию услуг, отличных от аудиторских услуг в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»).

2. Цель и основные задачи развития аудиторской деятельности

Деятельность аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти направлена, в первую очередь, на защиту такой охраняемой законом ценности, как право граждан и юридических лиц на получение информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого, главная цель дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации — формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. При этом целевая модель организации, регулирования, надзора и осуществления аудиторской деятельности основывается на современных международно признанных стандартах.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:

1) повышение качества аудиторских услуг;

2) повышение конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

3) повышение престижа аудиторской профессии.

Решение указанных задач предполагает целенаправленное осуществление комплекса регуляторных, организационных и иных мер по:

1) развитию рынка аудиторских услуг;

2) совершенствованию системы регулирования аудиторской деятельности;

3) консолидации аудиторской профессии;

4) повышению квалификации аудиторов;

5) совершенствованию системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности;

6) повышению вовлеченности аудиторской профессии в международное сотрудничество.

Реализация мер по всем направлениям развития обеспечивает достижение главной цели дальнейшего развития аудиторской деятельности. Реализация мер по конкретному направлению развития может непосредственно влиять на решение одной или нескольких задач и опосредованно – на решение других.

В процессе развития особую актуальность приобретает обеспечение стабильности института аудита. Первостепенное значение в этом имеет своевременное выявление рисков развития: отставание от экономической ситуации, неоправданное форсирование изменений, непоследовательность регулирования, однобокость развития, других. Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления скоординированных действий уполномоченных органов государства, институтов аудиторской профессии и иных заинтересованных организаций. При этом изменения института аудита должны происходить с учетом как потребностей и готовности государства, делового сообщества, финансового рынка, так и возможностей, потребностей и готовности представителей аудиторской профессии.

3. Основные проблемы развития аудиторской деятельности

Ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями. Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на данный сегмент рынка, – состояние деловой и инвестиционной среды, в том числе сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся клиентов; малые бюджеты на привлечение аудиторов и консультантов у клиентов; снижение или фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; снижение платежеспособности клиентов; ценовой демпинг; сложившаяся практика проведения открытых конкурсов по закупкам аудиторских услуг.

По-прежнему низким остается уровень востребованности качественных аудиторских услуг. Основными причинами этого являются: недооценка субъектами экономической деятельности, собственниками и инвесторами ценности аудиторских услуг; низкий интерес к аудиторским услугам со стороны государства; ограниченный круг услуг, предлагаемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами; введение обязательного аудита без учета потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Экономические субъекты в большинстве случаев продолжают рассматривать аудит как излишнее административное обременение, навязываемое государством. На состояние института аудита отрицательное воздействие оказывают также продолжающиеся попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

На состоянии и развитии института аудита отрицательно сказывается несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от нормативных правовых актов. В последнее время наметилась тенденция излишней формализации правил аудиторской деятельности, что противоречит характеру этой деятельности и общепризнанной международной практике регулирования на основе принципов, в частности, зафиксированных в международных стандартах аудита, а также дискредитирует институт профессионального мнения аудитора.

Ограничивает развитие аудиторской деятельности ряд институциональных проблем аудиторской профессии. Среди таких проблем — низкая активность участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов; недостаточный уровень корпоративного управления в ней; нацеленность саморегулируемой организации аудиторов на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовых ресурсов саморегулируемой организации аудиторов, препятствующая ведению полноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержки своим членам, а также нерациональное использование этой базы.

Одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер. Имеет место дефицит преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, требуется существенное повышение их качественного уровня. Отсутствует должный контроль организации повышения квалификации аудиторов и итоговый контроль качества обучения.

В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии. В определенной степени данное явление порождено влиянием общей экономической ситуации на аудиторский рынок. В то же время не создана действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью удержания их в аудиторской профессии. На крайне низком уровне находится заинтересованность молодых специалистов в получении аудиторской профессии.

Существенным недостатком внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов остается использование формальных подходов. Одной из причин этого является ограниченность правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков аудиторской деятельности и деятельности конкретных субъектов в целом. Не реализована в полной мере система ответственности аудиторских организаций, аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг.

Несмотря на активизацию международного сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность остается низким. Российская аудиторская профессия практически не принимает участие в работе по совершенствованию системы международных стандартов в сфере аудиторской деятельности, не представлена в руководящих и специализированных органах Международной федерации бухгалтеров.

4. Приоритетные направления развития аудиторской деятельности

4.1. Развитие рынка аудиторских услуг

Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и поддержание его стабильности являются определяющими условиями дальнейшего развития института аудита. Решение вопросов, связанных с уточнением предмета и сферы аудиторской деятельности, конкуренции в этом сегменте рынка, взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг является ключевым для повышения качества аудиторских услуг, конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности, престижа аудиторской профессии. При этом институт аудита должен развиваться в тесной связи с развитием бухгалтерского учета, отчетности, а также системы корпоративного управления.

В целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг должны быть осуществлены:

а) уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности исходя из современных потребностей заказчиков аудиторских услуг, уровня развития науки и практики аудиторской деятельности, в том числе посредством расширения предмета аудиторской деятельности, диверсификации оказываемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами услуг, в частности, расширения практики выполнения заданий, обеспечивающих уверенность, в отношении нефинансовой отчетности и иной информации; поэтапного введения расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;

б) совершенствование практики оказания аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг (в частности, за счет стандартизации бизнес-процессов оказания этих услуг), расширения практики выполнения аудиторскими организациями дополнительной работы при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (в частности, проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем управления рисками и систем внутреннего контроля (на основе нормативно устанавливаемых критериев создания таких систем), проверки соответствия деятельности таких организаций их стратегическим документам (на основе нормативно устанавливаемых критериев такого соответствия);

в) дифференциация требований к субъектам аудиторской деятельности в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах, в частности, повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно значимые организации (прежде всего, общественно значимые организации на финансовом рынке), совершенствование процедур регистрации таких аудиторских организаций;

г) введение в законодательство Российской Федерации понятия «руководитель задания по аудиту» и установление требований к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций;

д) конкретизация понятий общественно значимых организаций и общественно значимых организаций на финансовом рынке; пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательного подтверждения достоверности информации, проводимого в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;

е) повышение вовлеченности аудиторской профессии в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе подкупом иностранных должностных лиц;

ж) усиление ответственности экономических субъектов за достоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности; совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными заинтересованными лицами.

Пользователи финансовой и нефинансовой информации, потребители аудиторских услуг, государственные органы, а также аудиторские организации, аудиторы заинтересованы в обеспечении добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. Важнейшие факторы обеспечения такого поведения – своевременное выявление случаев недобросовестного поведения и неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов. Создание условий для добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг и активное противодействие недобросовестным аудиторским организациям, аудиторам позволят укрепить доверие к аудиторскому рынку, повысить престиж аудиторской профессии, а также будут способствовать обеспечению справедливой конкуренции на рынке аудиторских услуг, его стабильному функционированию и развитию. С целью улучшения условий конкуренции на рынке аудиторских услуг необходимо:

а) повысить эффективность взаимодействия комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) общественно значимых организаций с аудиторскими организациями;

б) обеспечить прозрачность деятельности аудиторских организаций, в частности, предусмотреть в законодательстве Российской Федерации об аудиторской деятельности для аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, требование раскрывать сведения о своей деятельности на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в) ввести для общественно значимых организаций, которым оказываются аудиторские услуги, требование раскрывать сведения о вознаграждениях, выплаченных аудиторской организации, в том числе по видам оказанных услуг;

г) совершенствовать конкурсные процедуры отбора аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, в частности, посредством актуализации нестоимостных критериев оценки заявок и окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, разработки критериев оценки качества оказанных аудиторских услуг;

д) принять меры по противодействию недобросовестным практикам, профилактике и пресечению правонарушений на рынке аудиторских услуг;

е) расширить использование института деловой (профессиональной) репутации в противодействии недобросовестным практикам на аудиторском рынке;

ж) совершенствовать учет аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

Важным условием развития рынка аудиторских услуг является улучшение и укрепление взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах. Такое взаимодействие имеет особое значение для: обеспечения понимания потребителями аудиторских услуг роли, значения и процесса аудита, прав и обязанностей аудиторов, повышения информированности потребителей аудиторских услуг о преимуществах, которые получает заинтересованное лицо при работе с проаудированной финансовой информацией; обеспечения понимания широким кругом лиц преимуществ, которые они получают, приобретая услуги, связанные с аудиторской деятельностью, у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов; формирования и поддержания доверия потребителей аудиторских услуг к аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам. Кроме того, взаимодействие окажет положительное влияние на поддержание осознанного спроса на «традиционные» аудиторские услуги и формирование спроса на новые аудиторские услуги, повышение ответственности юридических лиц и их руководителей  во взаимоотношениях с аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Улучшение и укрепление взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах, должно стать одним из основных направлений скоординированной деятельности институтов аудиторской профессии.

4.2. Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности

Отечественный и мировой опыт свидетельствуют, что добиться наилучшего результата в регулировании аудиторской деятельности позволяет сочетание разных форм регулирования при активном взаимодействии всех субъектов регулирования. Современное регулирование аудиторской деятельности должно осуществляться как посредством установления обязательных для исполнения требований (законодательство Российской Федерации, в том числе об аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов), так и путем издания соответствующих рекомендаций (обобщения лучшей практики, обычаев делового оборота, др.), следуя которым, аудиторские организации, аудиторы получают дополнительные конкурентные преимущества. Субъектом регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого в первой форме, должно оставаться преимущественно государство при активном участии институтов аудиторской профессии в разработке регулирующих актов. Регулирование аудиторской деятельности во второй форме должно осуществляться преимущественно институтами аудиторской профессии. Соотношение форм регулирования в каждый конкретный период определяется экономическими условиями, приоритетами государственной политики, степенью развитости институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка, международно признанной практикой.

Развитие системы обязательных требований к аудиторским организациям, аудиторам будет осуществляться путем:

а) совершенствования законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе обеспечения согласованности федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

б) развития пропорционального регулирования, направленного, с одной стороны, на защиту общественных интересов, а, с другой стороны, на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты аудиторской деятельности;

в) наделения Банка России рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации на финансовом рынке;

г) совершенствования процедур признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации, имея в виду исключение либо сведение к минимуму отступлений стандартов, признанных для применения на территории Российской Федерации, от стандартов, принятых Международной федерацией бухгалтеров; улучшения перевода этих стандартов на русский язык, поддержания стандартов в актуальном состоянии;

д) гармонизации законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности с едиными принципами осуществления аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

е) укрепления обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами;

ж) обеспечения своевременной актуализации правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров;

з) обеспечения предсказуемости регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере.

Рекомендации в области аудиторской деятельности предназначены для правильного применения обязательных требований, уменьшения расходов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на организацию работы, а также распространения передового опыта оказания аудиторских услуг, результатов исследований и разработок в области аудиторской деятельности. Развитие данной формы регулирования аудиторской деятельности предполагает:

а) активизацию деятельности по обобщению аудиторской практики, выявлению и распространению лучшей практики, оказанию институтами аудиторской профессии помощи своим членам во внедрении такой практики;

б) активную методическую поддержку малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (в том числе в вопросах применения международных стандартов аудита, современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг), организацию распространения лучшего международного опыта применения указанных стандартов;

в) активное взаимодействие Банка России с аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации на финансовом рынке, в рамках реализации Банком России надзорных полномочий в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций;

г) совершенствование методик проверки аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами исполнения организациями, которым оказываются аудиторские услуги, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также требований антикоррупционного законодательства, в том числе по противодействию подкупу иностранных должностных лиц;

д) разработку и внедрение разнообразных инструментов и механизмов мотивации применения рекомендаций в области аудиторской деятельности.

Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности предполагает дальнейшее укрепление органов независимого от аудиторской профессии регулирования данного сегмента рынка, а также активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в деятельности этих органов.

4.3. Консолидация аудиторской профессии

Саморегулируемая организация аудиторов должна по-прежнему оставаться основным институтом аудиторской профессии. Положительно зарекомендовав себя при решении вопросов оформления профессии, данный институт требует существенных изменений. При уточнении места и роли этого института необходимо исходить из того, что в сфере аудиторской деятельности действует единая система международных стандартов аудита, этических стандартов и правил независимости, профессиональной аттестации. В связи с этим, а также принимая во внимание российский опыт, международную практику и международные обязательства Российской Федерации, деятельность этого института должна быть сосредоточена на следующих основных вопросах: методическая и иная необходимая помощь членам, подготовка и повышение квалификации аудиторов, контроль качества работы членов, участие в обсуждении вопросов, связанных с государственной политикой в сфере аудиторской деятельности, применение мер воздействия к членам, научные и иные исследования, просветительская, разъяснительная и информационная работа, поддержание связей с пользователями аудиторских услуг и деловым сообществом, создание и поддержание положительного имиджа аудиторской профессии. Дальнейшее укрепление саморегулирования аудиторской профессии предполагает:

а) активизацию участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, в том числе посредством совершенствования корпоративного управления в этой организации (в частности, улучшение практики формирования органов управления и специализированных органов, повышение роли независимых членов коллегиальных органов управления, систематическая ротация членов коллегиальных и исполнительных органов управления), упорядочения работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации аудиторов;

б) нахождение на основе обширного международного опыта и внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп членов: аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и иных субъектов аудиторской деятельности; крупных и малых аудиторских организаций; юридических и физических лиц;

в) развития членской базы саморегулируемой организации аудиторов, в том числе посредством сохранения членства аудиторских организаций и аудиторов, исходя из единства стандартов аудиторской деятельности и в интересах обеспечения необходимых финансовых ресурсов, привлечения в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов представителей связанных (смежных) видов экономической деятельности (специалистов по бухгалтерскому учету, иных специалистов);

г) осуществление мер, направленных на привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества с соответствующими высшими учебными заведениями;

е) увеличение объема финансовых ресурсов саморегулируемой организации аудиторов, в первую очередь, за счет расширения перечня источников финансирования деятельности и повышения качества управления ресурсами.

Результативность деятельности институтов аудиторской профессии в большой степени зависит от их взаимодействия с государством и уполномоченными им органами. В связи с этим будут приняты меры по:

а) расширению форм взаимодействия институтов аудиторской профессии с государственными органами, уполномоченными в данной сфере, Банком России, в частности совершенствованию информационного обмена между ними;

б) устранению либо сведению к минимуму дублирования функций и полномочий институтов аудиторской профессии и государственных органов, уполномоченных в данной сфере, Банка России, в частности, сведению к минимуму дублирующих контрольных мероприятий, осуществляемых в отношении одних и тех же аудиторских организаций, имея при этом в виду сохранение независимости контроля, осуществляемого уполномоченными надзорными органами, от аудиторской профессии;

в) реализации новой структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, в том числе завершению пересмотра в рамках механизма «регуляторной гильотины» обязательных требований к институтам аудиторской профессии, проверяемых при осуществлении такого государственного контроля (надзора), в частности, исключению устаревших, избыточных и дублирующих требований.

4.4. Повышение квалификации аудиторов

Важнейшим шагом по совершенствованию профессиональной аттестации аудиторов является переход на новый формат квалификационного экзамена со второго квартала 2020 года. Он обеспечивает достижение основной цели квалификационного экзамена – всеобъемлющей объективной оценки наличия у лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, необходимого уровня теоретических знаний в областях, имеющих отношение к этой деятельности, и способности применять такие знания в работе. Новый порядок проведения квалификационного экзамена должен способствовать развитию и укреплению аудиторской профессии, повышению ее престижа.

В целях развития системы профессиональной аттестации аудиторов помимо перехода на новый формат квалификационного экзамена должны быть:

а) разработана и организована система мониторинга компетенций аудиторов, необходимых для выполнения стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности;

б) обеспечена постоянная актуализация инструментария проведения квалификационного экзамена, в том числе вопросов и заданий, предлагаемых на квалификационном экзамене;

в) организована разработка материалов, в том числе методических, для подготовки к сдаче квалификационного экзамена;

г) организована система подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена;

д) повышена прозрачность содержания квалификационного экзамена, в том числе посредством обеспечения доступности материалов, необходимых для подготовки к нему;

е) усовершенствована работа единой аттестационной комиссии, в том числе за счет усиления подотчетности исполнительного органа управления коллегиальному органу управления при одновременном сохранении независимости первого в вопросах организации и проведения квалификационного экзамена, повышения финансовой обеспеченности и стабильности деятельности;

ж) уточнен перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.

В интересах повышения престижа аудиторской профессии должна быть обеспечена возможность зачета на взаимной основе результатов квалификационных экзаменов, сдаваемых для получения международно признанных квалификаций в области аудиторской деятельности, и экзаменов, проводимых единой аттестационной комиссией.

Повышению результативности системы непрерывного повышения квалификации аудиторов будет способствовать:

а) обеспечение необходимого количественного и качественного уровня преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации, прозрачности формирования преподавательских кадров;

б) продолжение практики определения приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации на очередной год, а также мотивация аудиторов к прохождению такого обучения;

в) организация и осуществление на систематической основе контроля организации обучения аудиторов по программам повышения квалификации;

г) активное применение современных форм обучения и итогового контроля его, в том числе на основе IT-технологий;

д) организация обучения аудиторов применению электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг;

е) развертывание обучения аудиторов по программам повышения квалификации в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ж) пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям, ориентация их, прежде всего, на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.

4.5. Совершенствование системы мониторинга и надзора

в аудиторской деятельности,

а также практики применения мер ответственности

Действенная система мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов должна стать одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг. В основе построения этой системы — подконтрольность всех аудиторских организаций, аудиторов; единство принципов осуществления надзора и требований к его организации; сочетание форм и методов надзора; единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности. В эту систему должны быть включены все рыночные механизмы контроля: внутрифирменное управление качеством (внутренний контроль качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора); контроль внутри профессии (контроль, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов); независимый от аудиторской профессии контроль.

Цель развития внутрифирменного управления качеством – выявление и оценка рисков осуществления аудиторской деятельности, предотвращение нарушений требований и правил аудиторской деятельности, своевременное выявление недостатков в организации оказания аудиторских услуг, принятие надлежащих мер реагирования. Для реализации этой цели необходимо:

а) осуществить переход от формального контроля к контролю по существу;

б) обеспечить обучение и систематическое повышение квалификации работников аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, вовлеченных в осуществление внутрифирменного управления качеством работы;

в) усилить методическую поддержку аудиторских организаций, прежде всего, малых и средних, и индивидуальных аудиторов по вопросам организации и осуществления ими внутрифирменного управления качеством работы;

г) организовать систематическое обобщение опыта организации и осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами внутрифирменного управления качеством работы, а также распространение лучшей практики в этой сфере.

В целях развития контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов внутри профессии необходимо:

а) повысить его результативность, в том числе посредством перехода от формального контроля к контролю по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

б) расширить практику осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций, аудиторов в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил, а также работу по профилактике таких нарушений;

в) развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов аудиторской профессии;

г) совершенствовать механизм внешнего контроля качества работы аудиторов, являющихся работниками аудиторских организаций на основании трудовых договоров;

д) усилить кадровое обеспечение контрольной деятельности, в том числе обеспечить повышение квалификации штатных и нештатных контролеров, их ответственности за результаты проведенных проверок, введение действенных стимулов их качественной работы;

е) осуществить меры, направленные на противодействие уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля деятельности;

ж) разработать и внедрить систему показателей результативности работы по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов;

з) усилить контроль организации и осуществления работы по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов.

Независимый от аудиторской профессии контроль деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляется пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиками аудиторских услуг, иными лицами, заинтересованными в этих услугах, государственными органами, средствами массовой информации, общественностью. В целях развития этого контроля необходимо:

а) повысить результативность деятельности Федерального казначейства, в том числе посредством ориентации на контроль по существу, совершенствования практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, распространения контрольных действий на результаты дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, систематического повышения квалификации работников, занятых контрольной деятельностью, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

б) уточнить круг аудиторских организаций, деятельность которых подлежит контролю Федеральным казначейством, имея в виду ограничение его аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации;

в) наделить Банк России полномочиями по надзору за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, при оказании ими таких услуг (в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников);

г) усилить взаимодействие Федерального казначейства с Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», Росимуществом;

д) развивать взаимодействие Федерального казначейства, Банка России (с учетом установленной компетенции) с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) общественно значимых организаций по вопросам проведения аудита;

е) принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы и практики проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в отношении аудиторских организаций, проаудированная которыми бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит перевыпуску, в том числе на основании информации Банка России, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», средств массовой информации, государственных органов;

ж) осуществлять систематическое сотрудничество Федерального казначейства с аналогичными надзорными органами в сфере аудита других государств, в том числе путем информационного обмена, гармонизации методического обеспечения контрольной деятельности, проведения совместных контрольных мероприятий, взаимного признания результатов проведенных контрольных мероприятий;

з) ввести представление отчетности субъектами аудиторской деятельности в электронном виде.

Для преодоления формальных подходов при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов будет последовательно внедряться механизм профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки при одновременном обеспечении контроля за процедурой принятий решений контролирующими органами. В числе приоритетных вопросов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов должны быть: результативность внутреннего контроля качества работы, полнота выявления и обоснованность оценки рисков деятельности аудируемого лица, адекватность уровня существенности, достаточность и надлежащий характер выполненных аудиторских процедур и полученных аудиторских доказательств, обоснованность выводов, представленных в аудиторском заключении (отчете), проявленный профессиональный скептицизм, соблюдение требования независимости.

При организации и осуществлении внутрифирменного управления качеством, контроля внутри профессии и независимого от аудиторской профессии контроля особое внимание должно уделяться исполнению аудиторскими организациями, аудиторами требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе подкупу иностранных должностных лиц. В этой связи совершенствованию и укреплению подлежат формы и методы взаимодействия институтов аудиторской профессии, Федерального казначейства и Банка России с Росфинмониторингом.

В целях развития системы мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов необходимо:

а) систематически совершенствовать унифицированные подходы к квалификации нарушений;

б) обеспечить применение эффективных и соразмерных мер ответственности как реакции на недобросовестные действия аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, а также аудиторов, работающих в аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов;

в) повысить значимость репутационных факторов при оценке работы аудиторских организаций, аудиторов;

г) совершенствовать институт признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также разработать процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;

д) ввести административную ответственность аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;

е) совершенствовать механизм уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности.

4.6. Повышение вовлеченности аудиторской профессии

в международное сотрудничество

В условиях активизации интеграционных процессов для решения актуальных вопросов аудиторской деятельности основными направлениями международного сотрудничества и повышения вовлеченности российской аудиторской профессии в него будут:

а) взаимодействие с органами, устанавливающими международные стандарты в сфере аудиторской деятельности, и международными организациями в ходе разработки таких стандартов;

б) обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней эквивалентной системам отдельных стран (групп стран);

в) обеспечение информационного обмена с иностранными регуляторами аудиторской деятельности и иностранными надзорными органами в сфере аудиторской деятельности;

г) обмен опытом в области регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней, сотрудничество профессиональных институтов аудиторов.

Совершенствование регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней в Российской Федерации будет происходить в контексте интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. В 2022 году начнет функционировать единый рынок аудиторских услуг в ЕАЭС. В связи с этим в краткосрочной перспективе должно быть принято соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС, законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности должно быть приведено в соответствие с этим соглашением, государствами-членами ЕАЭС должны быть устранены барьеры и ограничения доступа на национальные рынки аудиторских услуг. Кроме того, в целях создания условий для свободного движения капитала будет налажен эффективный информационный обмен и сотрудничество между соответственно регуляторами аудиторской деятельности государств-членов ЕАЭС, органами, осуществляющими надзор за аудиторскими организациями, аудиторами, профессиональными институтами аудиторов.

Должно активизироваться участие российской аудиторской профессии в деятельности Международной федерации бухгалтеров посредством деятельного участия в разработке международных стандартов в сфере аудиторской деятельности, российского представительства в руководящих и специализированных органах этой организации, организации и проведения международных мероприятий высокого уровня в Российской Федерации. Необходимо усиление влияния региональной группы профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов государств-участников Содружества Независимых Государств на деятельность Международной федерации бухгалтеров. Министерством финансов Российской Федерации будет продолжено стабильное взаимодействие с Международной федерацией бухгалтеров по вопросам имплементации в российскую практику международных стандартов аудита, обеспечивающее их своевременное признание для применения на территории Российской Федерации.

В рамках Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности работа будет направлена на обмен опытом независимых от аудиторской профессии органов регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней, гармонизацию существующих систем регулирования и надзора. Будет продолжена работа по имплементации в российскую практику международного стандарта «Ключевые принципы независимых регуляторов аудиторской деятельности».

5. Механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, разработки и издания соответствующих регулирующих актов, осуществления организационных, образовательных, просветительных, информационных мероприятий. При этом Концепция будет использоваться в качестве целевого ориентира при подготовке нормативных правовых актов и иных регулирующих и плановых документов.

В предметной работе по реализации Концепции должны совместно участвовать представители аудиторской профессии и ее институтов, уполномоченных государственных органов, научных, образовательных и иных организаций

Результатом реализации Концепции должно стать повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов. Следствием реализация Концепции должно стать повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

Приложение № 2

к протоколу заочного голосования

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

от 11 сентября 2020 г. № 99

Проект

5. ЗАДАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УВЕРЕННОСТЬ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ АУДИТА И ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРОШЕДШИХ ПЕРИОДОВ

5.1. Отчет о реализации долгосрочной программы развития и выполнении ключевых показателей эффективности

 [Заключение по результатам оценки отчета о реализации долгосрочной программы развития и выполнении ключевых показателей эффективности составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:

задание выполнено в соответствии с Международным стандартом заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренным) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов», введенным в действие и подлежащим применению на территории Российской Федерации;

условия задания не предполагают выполнение его в форме задания по непосредственной оценке;

выполнение задания обеспечивает разумную уверенность;

критерии оценки отчета о реализации долгосрочной программы развития и выполнении ключевых показателей эффективности и информация, содержащаяся в этом отчете, ограничены в использовании;

при выполнении задания аудиторская организация руководствовалась Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, принятыми саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой она является, на основании Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности; Кодексом профессиональной этики аудиторов, принятым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой она является, на основании Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности;

на основании полученных доказательств аудиторская организация пришла к выводу об обоснованности выражения немодифицированного мнения в заключении.]1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАДАНИЮ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ РАЗУМНУЮ УВЕРЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ОТЧЕТА ПАО «YYY» О РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ВЫПОЛНЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗА 20XX ГОД

Совету директоров2 публичного акционерного общества «YYY»

Введение

Мы выполнили задание, обеспечивающее разумную уверенность в отношении прилагаемого отчета публичного акционерного общества «YYY» (ОГРН 8800000000000, 115621, Москва, улица Профсоюзная, дом 220) (далее – Организация) о реализации долгосрочной программы развития и выполнении ключевых показателей эффективности за 20хх год (далее – Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ), в том числе следующей содержащейся в этом отчете информации по состоянию на 31 декабря 20хх года или за 20хх год (далее – отчетный период):

а) о значениях фактических показателей деятельности Организации за отчетный период и степени достижения плановых значений этих показателей;

б) о целевом использовании Организацией средств в течение отчетного периода, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой;

в) о реализации Организацией мероприятий и выполнении КПЭ, предусмотренных Программой;

г) о причинах отклонения фактических значений показателей КПЭ и программных мероприятий, определенных Программой, от их плановых значений;

д) о причинах корректировок Программы и КПЭ в течение отчетного периода, в том числе их обоснованности;

е) о соблюдении требований и рекомендаций по формированию Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ.

В рамках настоящего задания мы не проводили какие-либо процедуры, обеспечивающие уверенность в отношении плановых финансовых и нефинансовых показателей, содержащихся в Отчете о реализации Программы и выполнении КПЭ. Как следствие, наше мнение не распространяется на указанные показатели.

Ответственность Организации

Руководство Организации несет ответственность за подготовку Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ в соответствии с применимыми актами по вопросам подготовки такого Отчета, указанными на страницах хх-хх Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, а также за информацию, содержащуюся в данном Отчете.

Указанная ответственность включает: разработку, внедрение и поддержание системы внутреннего контроля, применимой к подготовке Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, не содержащего существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок; выбор применимых актов по вопросам подготовки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ; разработку внутренних документов и методик расчета КПЭ для целей подготовки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ; предотвращение и обнаружение фактов недобросовестных действий; ведение достаточной документации в отношении информации, включенной в Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ.

Ответственность аудиторской организации

Наша ответственность заключается в проведении оценки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ и в представлении заключения, содержащего наше мнение в отношении Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, на основании полученных доказательств.

Мы выполнили настоящее задание в соответствии с Международным стандартом заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренным) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов» (далее — МСЗОУ 3000) и стандартом оценки реализации долгосрочной программы развития и выполнения ключевых показателей эффективности Организации (утвержден решением совета директоров Организации хх января 20хх года, протокол № 123 на основе типового стандарта оценки реализации долгосрочных программ развития и выполнения ключевых показателей эффективности акционерных обществ, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 91-р, и федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 № 1060-р (решение Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 № СА-П13-10176).

В соответствии с МСЗОУ 3000 мы планировали и проводили процедуры таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ подготовлен во всех существенных отношениях в соответствии с применимыми актами по вопросам подготовки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, указанными на страницах хх-хх Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, и не содержит существенных искажений.

Независимость и контроль качества

Мы соблюдаем требования независимости и профессиональной этики, установленные Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, соответствующими Международному кодексу этики профессиональных бухгалтеров (включая международные стандарты независимости), принятым Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров, которые основаны на фундаментальных принципах честности, объективности, профессиональной компетентности и должной тщательности, конфиденциальности и профессионального поведения.

Мы применяем Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» и соответственно поддерживаем комплексную систему контроля качества, включающую задокументированные правила и процедуры соблюдения этических требований, профессиональных стандартов и требований применимых нормативных правовых актов.

Примененные критерии

Для оценки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ использовались применимые акты по вопросам подготовки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, указанные на страницах хх-хх Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ.

Процедуры

Выбор процедур и определение их характера, сроков и объема зависят от нашего профессионального суждения, включая оценку риска существенных искажений при подготовке Организацией Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ вследствие недобросовестных действий или ошибок, нашего понимания деятельности Организации, а также иных обстоятельств задания.

В процессе оценки указанного риска мы рассмотрели систему внутреннего контроля, применимую к подготовке Организацией Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ с целью разработки процедур, которые были бы надлежащими в существующих обстоятельствах, но не с целью представления вывода об эффективности системы внутреннего контроля Организации.

Процедуры, разработанные на основе проведенной оценки риска, представляли собой комбинацию процедур наблюдения, инспектирования, пересчета, подтверждения, аналитических процедур и запросов.

Настоящее задание также включало оценку того, что: информация, включенная в Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ, является надлежащей; акты по вопросам подготовки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, использованные Организацией при подготовке Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, являются приемлемыми в обстоятельствах задания; методы, правила и процедуры, использованные Организацией при подготовке Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, являются надлежащими.

Разумный уровень уверенности не обеспечивает абсолютную уверенность.

Мы полагаем, что полученные нами доказательства являются достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения.

Мнение

По нашему мнению, Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ подготовлен во всех существенных отношениях в соответствии с применимыми актами по вопросам подготовки Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, указанными на страницах хх-хх Отчета о реализации Программы и выполнении КПЭ, и не содержит существенных искажений.

Ограничение в отношении использования

Мы оценили Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ на основе критериев, указанных в разделе «Примененные критерии» настоящего заключения. Данные критерии и Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ предназначены исключительно для целей пользователей этого Отчета. Как следствие, данные критерии и Отчет о реализации Программы и выполнении КПЭ могут быть неприемлемы для какой-либо иной стороны или в каких-либо иных целях.

[Подпись аудитора]

Инициалы, фамилия

Аудиторская организация:

акционерное общество «ZZZ»,

ОГРН 9900000000000,

111421, Москва, улица Королева, дом 101,

член саморегулируемой организации аудиторов «NNN»,

ОРНЗ 01234567890

«_____» _____________ 20хх года

1 Здесь и далее описаны основные обстоятельства задания, обеспечивающего уверенность, по результатам которого составляется заключение. Данное описание не является частью заключения, не приводится в нем и не сопровождает его.

2 Для ФГУП в качестве адресата заключения указывается курирующий федеральный орган государственной власти и/или Росимущество.

Приложение № 3

к протоколу заочного голосования

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

от 11 сентября 2020 г. № 99

Проект

1.2. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.2.4. Годовая бухгалтерская отчетность, существенная неопределенность в условиях распространения коронавирусной инфекции, адекватное раскрытие информации, немодифицированное мнение

[Аудиторское заключение составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:

аудит проводился в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), введенными в действие и подлежащими применению на территории Российской Федерации;

аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

лица, ответственные за надзор за составлением годовой бухгалтерской отчетности, не являются лицами, ответственными за корпоративное управление аудируемым лицом (члены совета директоров, наблюдательного совета, другие);

прочая информация, определяемая согласно МСА 720 «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации», не была получена до даты аудиторского заключения;

при осуществлении аудита аудиторская организация руководствовалась: Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, принятыми саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой она является, на основании Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности; Кодексом профессиональной этики аудиторов, принятым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой она является, на основании Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности;

условия аудиторского задания в части ответственности руководства аудируемого лица за годовую бухгалтерскую отчетность соответствуют требованиям МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»;

на основании полученных аудиторских доказательств в отношении событий после отчетной даты аудиторская организация пришла к выводу о наличии существенной неопределенности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в результате которой могут возникнуть значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность;

в годовой бухгалтерской отчетности раскрыта адекватная информация о наличии существенной неопределенности;

на основании полученных аудиторских доказательств аудиторская организация пришла к выводу об обоснованности выражения немодифицированного мнения в аудиторском заключении;

помимо аудита годовой бухгалтерской отчетности нормативные правовые акты не предусматривают обязанность аудитора провести дополнительные процедуры в отношении этой отчетности.]1

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акционерам акционерного общества «YYY»

Мнение

Мы провели аудит прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества «YYY» (ОГРН 8800000000000, 115621, Москва, улица Профсоюзная, дом 220), состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 20хх года, отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в том числе отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за 20хх год, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая основные положения учетной политики.

По нашему мнению, прилагаемая годовая бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение акционерного общества «YYY» по состоянию на 31 декабря 20хх года, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 20хх год в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации.

Основание для выражения мнения

Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Наша ответственность в соответствии с этими стандартами раскрыта в разделе «Ответственность аудитора за аудит годовой бухгалтерской отчетности» настоящего заключения. Мы являемся независимыми по отношению к аудируемому лицу в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, соответствующими Международному кодексу этики профессиональных бухгалтеров (включая международные стандарты независимости), разработанному Советом по международным стандартам этики для профессиональных бухгалтеров, и нами выполнены прочие иные обязанности в соответствии с этими требованиями профессиональной этики. Мы полагаем, что полученные нами аудиторские доказательства являются достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения.

________________________________________

Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности

Мы обращаем внимание на пояснение [Х] к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в котором описаны факторы неопределенности в отношении продолжения акционерным обществом «YYY» деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с этим экономических последствий. Как отмечается в пояснении [Х] к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, эти условия, наряду с другими обстоятельствами, изложенными в пояснении [Х], указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности акционерного общества «YYY» продолжать непрерывно деятельность. Наше мнение не было модифицировано в связи с этим обстоятельством.

Ответственность руководства и [членов совета директоров]2

аудируемого лица за годовую бухгалтерскую отчетность

Руководство несет ответственность за подготовку и достоверное представление данной годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации, и за систему внутреннего контроля, которую руководство считает необходимой для подготовки годовой бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.

При подготовке годовой бухгалтерской отчетности руководство несет ответственность за оценку способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность, за раскрытие в соответствующих случаях сведений, относящихся к непрерывности деятельности, и за составление отчетности на основе допущения о непрерывности деятельности, за исключением случаев, когда руководство намеревается ликвидировать аудируемое лицо, прекратить его деятельность или когда у руководства отсутствует какая-либо иная реальная альтернатива, кроме ликвидации или прекращения деятельности.

[Члены совета директоров] несут ответственность за надзор за подготовкой годовой бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Ответственность аудитора за аудит годовой бухгалтерской отчетности

Наша цель состоит в получении разумной уверенности в том, что годовая бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, и в составлении аудиторского заключения, содержащего наше мнение. Разумная уверенность представляет собой высокую степень уверенности, но не является гарантией того, что аудит, проведенный в соответствии с МСА, всегда выявляет существенные искажения при их наличии. Искажения могут быть результатом недобросовестных действий или ошибок и считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что в отдельности или в совокупности они могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой годовой бухгалтерской отчетности.

В рамках аудита, проводимого в соответствии с МСА, мы применяем профессиональное суждение и сохраняем профессиональный скептицизм на протяжении всего аудита. Кроме того, мы выполняем следующее:

а) выявляем и оцениваем риски существенного искажения годовой бухгалтерской отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок; разрабатываем и проводим аудиторские процедуры в ответ на эти риски; получаем аудиторские доказательства, являющиеся достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения. Риск необнаружения существенного искажения в результате недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения существенного искажения в результате ошибки, так как недобросовестные действия могут включать сговор, подлог, умышленный пропуск, искаженное представление информации или действия в обход системы внутреннего контроля;

б) получаем понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;

в) оцениваем надлежащий характер применяемой учетной политики, обоснованность оценочных значений, рассчитанных руководством аудируемого лица, и соответствующего раскрытия информации;

г) делаем вывод о правомерности применения руководством аудируемого лица допущения о непрерывности деятельности, а на основании полученных аудиторских доказательств – вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность. Если мы приходим к выводу о наличии существенной неопределенности, мы должны привлечь внимание в нашем аудиторском заключении к соответствующему раскрытию информации в годовой бухгалтерской отчетности или, если такое раскрытие информации является ненадлежащим, модифицировать наше мнение. Наши выводы основаны на аудиторских доказательствах, полученных до даты нашего аудиторского заключения. Однако будущие события или условия могут привести к тому, что аудируемое лицо утратит способность продолжать непрерывно свою деятельность;

д) проводим оценку представления годовой бухгалтерской отчетности в целом, ее структуры и содержания, включая раскрытие информации, а также того, представляет ли годовая бухгалтерская отчетность лежащие в ее основе операции и события так, чтобы было обеспечено их достоверное представление.

Мы осуществляем информационное взаимодействие с [членами совета директоров] аудируемого лица, доводя до их сведения, помимо прочего, информацию о запланированном объеме и сроках аудита, а также о существенных замечаниях по результатам аудита, в том числе о значительных недостатках системы внутреннего контроля, которые мы выявляем в процессе аудита.

 

Руководитель задания по аудиту,

по результатам которого составлено

аудиторское заключение [подпись] Инициалы, фамилия

 

Аудиторская организация:

акционерное общество «ZZZ»,

ОГРН 9900000000000,

111421, Москва, улица Королева, дом 101,

член саморегулируемой организации аудиторов «NNN»,

ОРНЗ 01234567890.

2 Здесь и далее указываются лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица (члены совета директоров, наблюдательного совета, другие).

1 Здесь и далее описаны основные обстоятельства аудиторского задания, по результатам которого составляется аудиторское заключение. Данное описание не является частью аудиторского заключения, не приводится в нем и не сопровождает его.

Приложение № 4

к протоколу заочного голосования

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

от 11 сентября 2020 г. № 99

Проект

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ

Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 № 2761-1 “Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности”

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных

ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


за 20___г.

Предоставляют:

Сроки предоставления

Форма № 5-аудит

юридические лица, имеющие право заниматься аудиторской деятельностью:


— Минфину России

1 ноября после отчетного периода.

Приказ Росстата:
Об утверждении формы
от ХХ.ХХ..2020 № ХХХ


О внесении изменений (при наличии)


от __________ № ___


от __________ № ___


ХХХХ

Наименование отчитывающейся организации __________________________________________

Почтовый адрес ____________________________________________________

Код формы по ОКУД Код
отчитывающейся организации
по ОКПО

1 2 3 4

0609711

Раздел 1. Объем оказанных услуг

Наименование показателя № строки За отчетный год
1 2 3

Объем услуг (без НДС и аналогичных обязательных платежей) – всего (сумма строк 02, 04, 06, 09), тыс.руб

01

в том числе:


обязательный аудит

02

из них


проведенный совместно с другой аудиторской организацией

03

инициативный аудит, тыс.руб

04

из них


проведенный совместно с другой аудиторской организацией

05

сопутствующие аудиту услуги

06

из них


оказанные совместно с другой аудиторской организацией

07

оказанные общественно-значимым организациям

08

прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги

09

из них


организациям, в которых проведен аудит

10

общественно-значимым организациям

11

из них:


организациям, в которых проведен аудит

12

Количество заключенных договоров – всего (сумма строк 14, 16, 18, 21), единиц

13

в том числе:


на проведение обязательного аудита

14

из них


совместно с другой аудиторской организацией

15

на проведение инициативного аудита

16

из них


совместно с другой аудиторской организацией

17

на оказание сопутствующих аудиту услуг

18

из них


совместно с другой аудиторской организацией

19

общественно-значимым организациям

20

на оказание прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг

21

из них


организациям, в которых проведен аудит

22

общественно-значимым организациям

23

из них:


организациям, в которых проведен аудит

24

Раздел 2. Стоимость аудиторских услуг

Код по ОКЕИ: тысяча рублей – 384

Наименование показателя № строки Отчетный год
минимальная стоимость максимальная стоимость
1 2 3 4

Стоимость аудита организаций, выручка (нетто) которых от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составляет


менее 400 млн. руб

25

от 400 до 1000 млн. руб

26

от 1000 до 2000 млн. руб

27

от 2000 до 4000 млн. руб

28

более 4000 млн. руб

29

Стоимость сопутствующих аудиту услуг, оказанных организациям, выручка (нетто) которых от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составляет


менее 400 млн. руб

30

от 400 до 1000 млн. руб

31

от 1000 до 2000 млн. руб

32

от 2000 до 4000 млн. руб

33

более 4000 млн. руб

34

Раздел 3. Наличие дочерних, зависимых организаций и филиалов, (по состоянию на 31 декабря отчетного года)

Аудиторская организация имеет (нужное отметьте знаком «Х»)

дочерние организации (35) да (36) нет

зависимые организации (37) да (38) нет

филиалы (39) да (40) нет

Должностное лицо, ответственное за предоставление статистической информации (лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица )

(должность)

(Ф.И.О.)

(подпись)

E-mail:___________________

«____» _________20__ год

(номер контактного телефона)

(дата составления


документа)

Приложение № 5

к протоколу заочного голосования

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

от 11 сентября 2020 г. № 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 21

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности о несоответствии объединения организаций требованиям, предусмотренным пунктом 3 Порядка ведения перечней сетей аудиторских организаций, одобренного решением Совета по аудиторской деятельности от 24 марта 2016 г. (протокол № 21)

(принято 11 сентября 2020 г., протокол № 99)

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности рассмотрел заявление от 24 марта 2020 г., представленное аудиторской организацией Общество с ограниченной ответственностью «Скоуп» (ОРНЗ 12006079995) для включения объединения организаций «Reanda International» в перечень международных сетей аудиторских организаций, а также следующие документы, приложенные к заявлению: анкета объединения организаций; список организаций, являющихся членами объединения организаций по состоянию на дату представления заявления; информационное письмо о том, что объединение организаций создано с одной или несколькими целями, предусмотренными Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций; документ, подтверждающий, что объединение является аффилированным лицом в Форуме фирм (Forum of Firms) Международной федерации бухгалтеров; документ, подтверждающий, что аудиторская организация, являющаяся членом объединения организаций, не является членом другой сети аудиторских организаций.

Исходя из рассмотренного заявления и документов, приложенных к нему, следует, что «Reanda International» не является членом Форума фирм (Forum of Firms) Международной федерации бухгалтеров.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 19 декабря 2019 г. (протокол № 51), а также Порядка ведения перечня сетей аудиторских организаций, одобренного решением Совета по аудиторской деятельности от 24 марта 2016 г. (протокол № 21), Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности считает, что объединение организаций «Reanda International» не соответствует требованиям к международной сети аудиторских организаций, предусмотренным пунктом 3 Порядка ведения перечня сетей аудиторских организаций.

Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

И.А. Козырев

Источник: Министерство финансов

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.