Общественная палата Общество

Индекс народосбережения: количество населения, человеческий капитал, качество жизни

В ОП РФ обсудили инструмент приоритезации государственной деятельности в сфере народосбережения

Индекс народосбережения: количество населения, человеческий капитал, качество жизни

В Общественной палате РФ 9 сентября состоялось первое заседание Координационного совета при Общественной палате РФ по национальным проектам и народосбережению.

Его центральным событием стала презентация подготовленного экспертами и членами Общественной палаты индекса народосбережения, выступающего в качестве практического механизма учета высшего национального приоритета в различных национальных проектах, государственных программах и государственных решениях.

Председатель координационного совета, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка подчеркнул, что в послании текущего года Президент РФ определил народосбережение высшим национальным приоритетом, а каждый новый закон, каждая программа, каждое решение должны оцениваться с точки зрения этого приоритета.

«Именно такая постановка вопроса народосбережения как комплексной задачи, которая должна пронизывать все государственные усилия, не может носить узковедомственный характер. Именно из такой постановки задачи, сформулированной Президентом, мы исходим в нашей работе», — пояснил Галушка.

Он также напомнил, что на встрече с членами ОП РФ Владимир Путин поддержал идею подготовки Палатой регулярных докладов по народосбережению, дав соответствующее поручение обеспечивать поддержку гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан, в том числе в области народосбережения.

«Также Президент поручил нам подключиться к текущей корректировке национальных проектов и отметил, что оцениваться национальные проекты должны “не по обезличенным отчетам чиновников, а исходя из мнения людей. И задача Палаты — обобщать, концентрировать это мнение, тщательно ставить проблемные вопросы перед органами власти всех уровней”, — процитировал член ОП РФ главу государства. — Сформулированные Президентом целевые установки и данные поручения определяют работу Координационного совета по национальным проектам и народосбережению».

О методологии и направлении использования индекса народосбережения, подготовленного экспертами и членами ОП РФ, рассказал директор по стратегическим коммуникациям АНО «Центр развития регионов и поддержки приоритетных проектов», советник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Качаев, который пояснил, что индекс народосбережения складывается из показателей увеличения численности населения, улучшения человеческого капитала и качества жизни. По словам эксперта, индекс состоит из 53 статистических и 79 социологических показателей.

«Индекс позволяет оценить эффективность государственных решений в сфере народосбережения, приоритизировать государственные проекты и государственные программы народосбережения и приумножения населения страны, а также обеспечить общественный мониторинг и контроль за реализацией высшего национального приоритета», — утверждает он.

Сергей Качаев обратил внимание на соответствие результатов национальных проектов и восприятие этих результатов населением: «Часто возникает диссонанс в оценках результативности нацпроектов населением и властью. Важно вовремя, оперативно узнавать об этом диссонансе, выявлять его, корректировать работу по реализации или на должном уровне организовывать работу по информированию населения о планах и результатах нацпроектов. Кроме того, индекс позволяет оценить качество работы управленческих команд и организовывать работу по информированию населения о планах и достигнутых результатах».

О концепции индекса инклюзивного развития, опубликованного накануне Всемирного экономического форума в Давосе и методологически совпадающего с индексом народосбережения, рассказал помощник заместителя Секретаря Общественной палаты РФ Максим Окулов.

«Авторы концепции индекса инклюзивного развития озабочены социальным неравенством и рассматривают его как возможную причину проблем с темпами роста экономик не только развивающихся, но и развитых стран. Они рассматривают этот индекс в качестве альтернативы ВВП, но при этом ВВП считается важным интегральным статистическим показателем, по сути основой индекса инклюзивного развития», — пояснил он.

В то же время, отметил эксперт, есть и существенное отличие: индекс инклюзивного развития оперирует только статистическими данными, а данных социологических исследований, т.е. обратной связи не предусмотрено, таким образом, индекс народосбережения исследует проблему более глубоко.

Опыт практического применения индекса народосбережения в Дальневосточном федеральном округе показал, что с его помощью можно проранжировать регионы по степени развития народосбережения, утверждает международный эксперт в области человеческого капитала, в 2015–2018 годах генеральный директор АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» Валентин Тимаков.

«Было много открытий, которые позволили предложить каждому региону свой набор мероприятий по развитию рынка труда, образования, по поддержке деторождения и т. д. На наш взгляд, протестированный индекс позволяет его пилотировать с учетом доработок», — подытожил он.

Эксперта поддержал губернатор Забайкальского края Александр Осипов: «Задача и внутренняя потребность любого губернатора — обеспечивать жизнь людей, создавать условия для их развития и самореализации. Это инструмент, который позволяет объективно оценивать состояние на территории каждого из регионов количества и качества жизни людей и дает обширное поле для применения в практической плоскости».

Александр Осипов уточнил, что проводить такую оценку нужно не только на региональном, но и на районных уровнях, и предложил Забайкальский край в качестве пилотного региона по внедрению индекса народосбережения.

Участники мероприятия озвучили предложения по корректировке методологии индекса народосбережения. Так, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Артур Ниязметов считает, что в расчет индекса должны быть включены результаты целевого опроса населения по таким простым вопросам: «Как вы себя чувствуете», «Нравится ли вам ваша жизнь?», «Вы хотите, чтобы ваши дети и внуки жили здесь?» По его мнению, это позволит лучше понять, насколько счастливо живут люди в конкретном регионе и насколько выполняется цель, поставленная Президентом.

Заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Вадим Зеленев предложил включить в индекс народосбережения показатели комфортности городской среды, на его взгляд, сегодня это наиболее ярко отражает качество жизни населения.

С ним согласна Светлана Разворотнева, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, по мнению которой в индексе отсутствуют важные показатели, делающие город привлекательным для жизни, это не только городская среда, уточняет она, но и качество коммунальных услуг, наличие социальной инфраструктуры, доступность транспорта и т. д.

На ограниченность ресурсов, необходимых для реализации столь большого числа нацпроектов и госпрограмм, обратил внимание заместитель Секретаря Совета безопасности РФ Сергей Вахруков.

«Чаще всего многие вопросы использования тех или иных ресурсов решаются в краткосрочной перспективе и перераспределяются довольно быстро, а нам, если мы поставили долгосрочный приоритет, очень важно иметь комплексный стратегический подход к реализации этого базового приоритета развития РФ и обеспечения национальной безопасности», — убежден Вахруков.

По мнению председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергея Рыбальченко, впереди страну ждут огромные проблемы: ситуация с демографией сложная.

«Если мы останемся в тех показателях суммарной рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, которые имеем сейчас, то за 10 лет, к 2030 году, мы потеряем в естественной убыли восемь миллионов человек. Это данные Росстата. Только в этом году убыль будет на уровне более полумиллиона человек. Понятно, что эти восемь миллионов будут замещаться. Но каким населением? — задается вопросом Рыбальченко. — Качество населения и тот индекс, о котором вы говорите, имеют ключевое значение!»

Вопросы эксперта вызвала и предложенная методика расчета, в которой он не увидел доходов населения, а также общее время получения образования — в расчетах ООН, напомнил Рыбальченко, эти показатели есть. Кроме того, считает он, важно понять, каковы предельные и минимальные уровни, обеспечивающие устойчивые показатели народосбережения.

Первый заместитель председателя координационного совета, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Борис Алешин убежден, что корректировка национальных проектов должна начинаться с базовых технологий, которые в современных реалиях требуют неотложного внимания, без этого невозможно будет добиться требуемых показателей ни в одной сфере.

«Нацпроекты — это инструментарий, который реализует правительство, а мы должны давать правительству предложения. Я предлагаю двигаться операционно, учитывать все озвученные здесь пожелания в динамке, а сегодня принять то, что наработано, и в практическом плане использовать в докладе Президенту. Это даст соответствующий импульс и стимулирует работать дальше, сверив часы с правительством, чтобы более эффективно повлиять на качество нацпроектов и внести лепту в их корректировку», — пояснил Алешин.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов после появления индекса народосбережения самым важным считает вопрос, как претворить в жизнь возможности, которые он дает.

«Нужно понять, как оценить деятельность конкретных регионов, например в определенные временные промежутки, понять, что территории развиваются каждая по своей траектории и прямая корреляция между деятельностью властей и статистическими показателями прослеживается не всегда», — рассуждает Максимов.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло предложил вести понятие демографической экспертизы всех принимаемых проектов.

«Мы говорим про оценки, а у нас возникает огромное количество инициатив, которые имеют антидемографическую направленность», — утверждает он.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Олег Сирота обратил внимание на то, что основной отток населения происходит в сельских территориях.

«Хотелось бы, чтобы в критериях индекса народосбережения сельские территории были отдельно проработаны», — призывает член ОП РФ.

Коллегу поддержала Елена Шаройкина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, которая указала, что в национальных проектах нет сельского хозяйства как показателя продовольственной безопасности. Кроме того, она считает, в индексе народосбережения можно повысить значимость экологии.

Член Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Евгения Дмитриева считает продуктивным при расчете индекса благополучия использовать лучшие международные практики и интегрироваться национальным индексом в международные.

Подводя итоги первого заседания координационного совета, Александр Галушка подчеркнул, что по его итогам будут подготовлены конкретные предложения по применению индекса народосбережения на практике. Он также выразил надежду, что все последующие встречи совета будут столь же продуктивны.

«Когда мы будем рассматривать конкретные национальные проекты с конкретными своими проблемами, с учетом высшего национального приоритета, наша задача —предлагать по делу. В Общественной палате собрались люди неравнодушные, искренние и глубоко профессиональные, предметно разбирающиеся в вопросах, которым они посвятили свою жизнь. Именно с таким подходом мы будем каждый нацпроект рассматривать», — заверил он.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.