Общество Федеральное агентство по государственным резервам

Система государственного материального резерва в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года в центральном аппарате Управления государственных материальных резервов, во всех территориальных управлениях и базах госрезерва был установлен круглосуточный режим работы. Перед системой были поставлены задачи предоставления запасов для мобилизационного развертывания армии и флота и перехода предприятий на выпуск оборонной продукции.

Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР постановил вывезти резервы продовольствие из прифронтовой полосы за пять дней, из остальных угрожаемых районов — за восемь. В труднейших условиях базы Белорусского, Смоленского, Воронежского, Ленинградского территориальных управлений круглосуточно занимались погрузкой и отправкой запасов. Резервы топлива не эвакуировались, их направляли для текущего снабжения армии, при этом такое же количество топлива закладывалось на базы в глубоком тылу. В прифронтовой полосе резервы продовольствия и хлебофуража предоставлялись для нужд армии и населения, одновременно шло формирование запасов в районах Поволжья, Урала и Сибири.

С первых дней войны немецкая авиации целенаправленно пыталась уничтожить инфраструктуру системы госрезерва. 22 июля 1941 года в первую же бомбежку Москвы зажигательные бомбы были сброшены на одну из столичных баз. Совершались налеты и на базы, находившиеся за сотни километров от линии фронта в Ярославской, Ивановской, Тульской и других областях.

Спасать материальные ценности приходилось не только от ударов противника. Эвакуируемые товары часто доставлялись на пункты хранения в загрязненных вагонах, платформах, ледниках. В пунктах хранения их пересортировывали и обрабатывали.

Говоря о роли государственного резерва в начале войны, Георгий Константинович Жуков отмечал, что запасы государственного резерва создавались для «обеспечения перевода хозяйства на военный лад и питания войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны», и подчеркивал, что «заложенные накануне войны, они, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 год, быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны». В результате массового выпуска резервов к 1942 году их объем существенно сократился, при этом именно в первом полугодии 1942 года ожидался самый большой расход всех видов запасов для армии и народного хозяйства.

Руководитель Управления государственных материальных резервов Михаил Васильевич Данченко писал тогда в Государственный комитет обороны: «Современная война – это война резервов. Отсюда вытекает необходимость постоянной заботы о создании, восстановлении и правильном дислоцировании резервов… Резервы в военное время должны расходоваться с чрезвычайным режимом экономии и абсолютно без потерь. Расход резервов должен быть взят под особый постоянный контроль. Распоряжение резервами должно быть максимально централизовано». Предложения генерала Данченко были приняты, в дальнейшем выпуск материальных ценностей проводился только на основании решений Совета Народных Комиссаров за подписью Верховного главнокомандующего.

В связи с передислокацией запасов в восточные районы страны возникла необходимость строительства новых баз в районах Волги, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Строительство шло рекордными темпами — во многом благодаря самоотверженному труду женщин и подростков, заменивших ушедших на фронт мужчин.

За годы войны из государственного резерва было отпущено для нужд армии и экономики около 20 млн. тонн хлеба, около 3 млн. тонн продовольственных товаров, около 2 млн. тонн металлов, угля – 16 млн. тонн, нефтепродуктов – 9 млн. тонн, лесоматериалов – 6 млн. кубометров. Для проведения весенних посевных работ только в 1942 году было выделено 53 тыс. тонн высококачественного зерна государственного резерва.

Значительная часть продуктов и материалов, поставляемых по ленд-лизу, также проходила через базы госрезерва, откуда они распределялись в армию и оборонную промышленность.

Одновременно система вела накопление запасов для последующего восстановления народного хозяйства страны. В результате жесточайшей экономии к 1945 году объемы резервов возросли по некоторым видам почти в 2 раза.

После окончания войны режим военного времени в системе государственного материального резерва отменен не был. Планом послевоенного восстановления и развития народного хозяйства страны предусматривалось существенное наращивание государственных запасов. На систему была возложена важнейшая задача — обеспечить отмену карточной системы снабжения.

Одновременно велись работы по восстановлению разрушенных и строительству новых баз. За короткий срок были построены уникальные элеваторно-складские комплексы, крупные продовольственные базы и первые холодильники.

В конце 1947 года в центральном аппарате сформировали несколько бригад, которые выехали в регионы для обеспечения одновременного на всей территории страны выпуска в торговлю накопленных запасов. Только 1 января 1948 года после отмены правительством карточной системы снабжения система государственного материального резерва перешла с режима военного времени к мирной работе.

В годы войны многие сотрудники системы государственного материального резерва были отмечены правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года более 90 работников были награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, медалями «За доблестных труд» и «Трудовое отличие» «за образцовое выполнение заданий Правительства по обеспечению Красной Армии и народного хозяйства ресурсами».

Система государственного материального резерва в годы Великой Отечественной войны

Сотрудники Главного управления государственных материальных резервов в Кремле после награждения, 1944 г.

Источник: Федеральное агентство по государственным резервам

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.