Тезисы совещания с главными распорядителями средств федерального бюджета на тему: «Завершение 2018 финансового года. Особенности исполнения федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
Министерство финансов Экономика

Тезисы совещания с главными распорядителями средств федерального бюджета на тему: «Завершение 2018 финансового года. Особенности исполнения федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

ТЕЗИСЫ 
«Завершение 2018 финансового года. Особенности исполнения федерального бюджета на 2019 год и на плановый период

2020 и 2021 годов»

1. Завершение исполнения федерального бюджета в 2018 году

Уважаемые коллеги!

Завершая финансовый год, мы подводим итоги и готовимся к реализации новых задач, которые поставлены на ближайшие 3 года и долгосрочную перспективу.

В текущем году мы вместе решали задачи по широкому спектру вопросов, объединенных одной целью — повышением эффективности бюджетных расходов:

— установлены новые правила составления проекта федерального бюджета, порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений и обоснования сметных показателей;

— обеспечено правовое регулирование казначейского сопровождения и его распространение на новые виды средств, в том числе с применением казначейского обеспечения обязательств;

унифицированы требования к предоставлению из бюджета субсидий (грантов), бюджетных инвестиций юрлицам, межбюджетных трансфертов и утверждены дополнительные типовые формы соглашений об их предоставлении;

систематизированы процедуры составления и ведения сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств;

совершенствовались правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Несмотря на позитивные изменения в бюджетных процессах, мониторинг исполнения бюджета и подготовки нормативных правовых актов, необходимых для его исполнения, выявил нарушения, допускаемые главными распорядителями бюджетных средств в 2018 году.

Справочно:

Сроки внесения в Правительство РФ проектов актов, необходимых для реализации федерального бюджета, нарушены следующими ГРБСами:

Минпромторг – 3 акта,

Минтруд – 3 акта,

Минэкономразвития – 2 акта,

Минкультуры – 1 акт,

Минобрнауки – 1 акт,

Минкомсвязь – 1 акт,

Минтранс – 1 акт.

По срокам доведения лимитов бюджетных обязательств.

За истекший период текущего года Федеральным казначейством выявлены нарушения установленных сроков следующими главными распорядителями – это Россотрудничество, Роскомнадзор, Минтруд России, Росморречфлот, Минспорт России, Судебный Департамент РФ.

Сроки завершения расчетов по контрактам:

В 2018 году на оплату государственных контрактов 2017 года выделено 264,1 млрд. рублей, из которых из-за нарушения сроков завершения расчетов отозваны и перераспределены на иные цели 3,5 млрд. рублей (в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).

МЧС России – 0,5 млрд. рублей;

МВД России – 0,9 млрд. рублей;

Минкультры России – 0,3 млрд. рублей;

Роснедра – 0,4 млрд. рублей.

По срокам заключения соглашений с субъектами РФ о предоставления субсидий:

14 главных распорядителей срок нарушили, среди них: Минэкономразвития России – 2,7 млрд. рублей,

Минстрой России – 0,6 млрд. рублей,

Минздрав России – 0,3 млрд. рублей,

Минкультуры России – 0,2 млрд. рублей.

В результате 4,6 млрд. рублей зачислены в резервный фонд Правительства РФ.

Отсутствие по состоянию на 2 октября принятых получателями бюджетных средств бюджетных обязательств по закупкам.

В результате чего 8,4 млрд. рублей перераспределены на иные цели законом о внесении изменений в бюджет на 2018 год, предусмотренных:

Минобрнауки России – 2,5 млрд. рублей,

Минкомсвязи России – 1,1 млрд. рублей,

ФМБА России – 1 млрд. рублей,

Минэкономразвития России – 0,5 млрд. рублей,

Росреестру – 0,5 млрд. рублей.

__________________

Сегодня мы находимся на том этапе бюджетного процесса, когда до завершения финансового года осталось меньше месяца.

За оставшееся время главным распорядителям средств федерального бюджета предстоит исполнить расходы в сумме около 3,0 трлн. рублей (в том числе 564 млрд. рублей увеличенные ассигнования осенними поправками в бюджет этого года) или 17,8% к уточненной росписи (по состоянию на 1 декабря 2017 г. — 3,1 трлн. рублей), что свидетельствует о том, что значительных изменений в равномерности исполнения федерального бюджета не произошло.

Справочно:

декабрь 2017 — 14,9%; декабрь 2016 — 19,5%; декабрь 2015 г. – 16,4%; декабрь 2014 г. – 21,2%.

Наиболее значительные расходы до конца текущего года предстоит исполнить:

ведомствам «силового» блока – около 960 млрд. рублей, в основном — Минобороны России, МВД России и ФСБ России (19,3% от уточненной росписи);

Минпромторгу России – около 212,3 млрд. рублей (33,9% от уточненной росписи) (субсидии юридическим лицам);

Росавтодоруоколо 145,1 млрд. рублей (24,9% от уточненной росписи) (бюджетные инвестиции и прочая закупка товаров, работ и услуг);

ГК «Роскосмос» – около 100,3 млрд. рублей (53,5% от уточненной росписи) (оплата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

В этой связи обращаю внимание главных распорядителей на следующие важные моменты:

первоеМинфином России будет установлен дополнительный контроль за использованием ассигнований, предусмотренных законом о внесении изменений в закон о бюджете, поскольку в последнее время сложилась ситуация, при которой бюджетные ассигнования запрашиваются (перераспределяются), но не используются до конца года, в первую очередь, в части закупок;

второе25 декабря 2018 года Минфин России завершает внесение изменений в сводную бюджетную роспись (СБР) федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств на 2018 год, за исключением изменений, связанных с исполнением судебных решений и принятием «новых» нормативных правовых актов. Главные распорядители средств федерального бюджета представляют в Минфин России соответствующие предложения о внесении изменений в СБР до 17 декабря 2018 года;

третьеМежрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК) в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2008 г. № 56н и графиком совершения операций в конце 2018 года осуществляет прием:

до 26 декабря (включительно) — расходных расписаний для распределения лимитов бюджетных обязательств;

до 27 декабря (включительно) — заявок на наличные деньги;

до 28 декабря (включительно) — заявок на кассовый расход.

Средства в объеме неиспользованных остатков бюджетных ассигнований (за исключением отдельных направлений) подлежат зачислению в резервный фонд Правительства Российской Федерации — по предварительной оценке около 200 млрд. рублей.

2. Реализация Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

29 ноября 2018 года Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» подписан Президентом Российской Федерации.

На следующий день, 30 ноября, Министром финансов утверждены показатели сводной бюджетной росписи на 2019 – 2021 годы.

По мере уточнения обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС) будет осуществляться доведение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) главным распорядителям средств федерального бюджета.

При этом, приведение ОБАС в соответствие с законом о бюджете ответственные исполнители государственных программ и главные распорядители средств федерального бюджета в части непрограммных направлений деятельности, должны были завершить до 27 ноября 2018 г. (!).

Однако по состоянию на 4 декабря не обеспечено уточнение ОБАС по 6 государственным программам и непрограммным направлениям деятельности, в том числе по:

государственным программам:

— Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности (МВД России);

— Развитие транспортной системы (Минтранс России).

непрограммным направлениям деятельности:

Минпросвещения России;

Минздрав России.

Особенностью исполнения федерального бюджета в следующей трехлетке, как и до 2024 года, будет реализация нац.проектов, обозначенных в майском Указе Президента Российской Федерации.

В части ОБАС это означает, что их необходимо привести в соответствие, в том числе, с целями, результатами, объемами финансирования утвержденных паспортов федеральных проектов.

В первую очередь, это касается следующих видов расходов:

1-е – предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям и иным НКО (ВР 600), субсидий иным юридическим лицам (ВР 810), субсидии госкорпорациям, публично-правовым компаниям (ВР 820);

2-е ­– необходимо обеспечить соответствие отраженных в ФАИП и паспортах федеральных проектов объектов государственной (муниципальной) собственности, в которые осуществляются капитальные вложения (ВР 400).

3-е особое внимание в этой работе необходимо уделить бюджетным ассигнованиям на предоставление межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов (ВР 520 и 540), с целью обеспечения их соответствия объемам бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных проектов, предусмотренных в федеральном бюджете, объемам финансового обеспечения, указанным в паспортах федеральных проектов.

Кроме того, необходимо обеспечить соответствие указанных объемов объемам межбюджетных трансфертов, распределенных между субъектами РФ.

Результатом данной работы должно быть четкое понимание имеющихся несоответствий показателей, содержащихся в документах бюджетного и проектного планирования.

Федеральным законом № 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году» (подписан Президентом Российской Федерации 28 ноября 2018 г.) введено право по решению президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным (после рассмотрения на трехсторонней парламентской комиссии) вносить в 2019 году изменения в сводную бюджетную роспись в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов, в целях:

1) перераспределения бюджетных ассигнований между национальными проектами (включенными в них федеральными проектами), в том числе с перераспределением между текущим финансовым годом и плановым периодом, но в пределах общего объема расходов на соответствующий финансовый год;

2) увеличения бюджетных ассигнований на национальные проекты, за счет уменьшения бюджетных ассигнований на другие цели.

Эти оперативные механизмы должны помочь в управлении мероприятиями и соответствующими бюджетными ассигнованиями, связанными с реализацией нацпроектов в 2019 году.

При этом необходимо обратить внимание, что уточнение направлений использования бюджетных ассигнований будет обеспечиваться в том же порядке, что и иные изменения, вносимые в СБР. То есть сначала блокировка бюджетных ассигнований на « — », и только потом вынесение вопроса на трехстороннюю комиссию и на Президиум.

________________

Еще раз обращаю внимание, что, как и в предыдущие годы, лимиты бюджетных обязательств не будут утверждаться:

· по расходам на финансовое обеспечение ФАИП до ее утверждения Минэкономразвития России и до снятия соответствующих ограничений (при их наличии);

· по расходам на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации до получения положительного заключения Минкомсвязи России о целесообразности проведения мероприятий и (или) финансирования;

· по расходам, утверждение которых осуществляется после принятия проекта нормативного правового (правового) акта.

В дополнение к указанным случаям «блокировки» не будут утверждаться лимиты бюджетных обязательств по расходам на реализацию мероприятий федерального проекта(!) в случае отсутствия утвержденного паспорта федерального проекта.

Справочно: По состоянию на 29 ноября 2018 г. ни одного (!) из 78 паспортов федеральных проектов не утверждено.

С учетом изложенного, главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо принять дополнительные меры по исключению рисков неисполнения бюджета по расходам, в том числе на реализацию федеральных проектов, и обеспечить:

утверждение паспортов федеральных проектов(!);

утверждение проектно-сметной документации и детализации укрупненных мероприятий ФАИП(!);

получение положительного заключения Минкомсвязи России на мероприятия по информатизации(!);

внесение в Правительство Российской Федерации проектов соответствующих нормативных правовых актов(!).

2.1. Нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона о бюджете

В соответствии с Графиком подготовки актов Правительства, необходимых для исполнения федерального бюджета (с учетом дополнительных предложений), нужно принять 105 актов, из которых 90 проектов актов подлежат внесению в Правительство до начала нового года, из них 42 проекта – не позднее 5 декабря.

Наибольшее количество актов нужно внести: Минпромторг (15 актов); Минкомсвязь (13 актов); Минтруд (12 актов); Минздрав (9 актов); Минкультуры (7 актов); Минприроды (6 актов); Минстрой (4 актов); Минсельхоз (4 акта); Минэкономразвития (4 акта); Минпросвещения (3 акта).

По состоянию на 3 декабря 2018 года из 90 актов, подлежащих внесению до начала года, только 12 проектов актов внесены (5 актов раньше срока).

Не внесено в срок 8 проектов актов – Минтруд (4 акта), Минкультуры (3 акта) и Минкомсязь (1 акт).

Обращаю внимание, что несвоевременное принятие указанных актов приведет к невозможности исполнения федерального бюджета по отдельным расходам, в том числе связанным с предоставлением субсидий юрлицам.

В Минфине России организована работа по обеспечению своевременного внесения всех нормативных правовых актов:

— Департаментам поручено обеспечить подготовку заключений на проекты таких актов не позднее 5 рабочих дней с момента их поступления;

— ГРБСам будут направлены краткие методические рекомендации по их подготовке.

2.2. Межбюджетные отношения

В продолжение развития межбюджетных отношений отмечу следующее.

Минфином России разработаны и в ближайшее время должны быть утверждены на Совете при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам типовая форма и порядок заключения соглашения о реализации регионального проекта (!), обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.

Его применение необходимо для решения задачи сквозного контроля и увязки результатов федеральных проектов и региональных проектов.

Заключение такого соглашения должно осуществляться в течение 30 рабочих дней со дня утверждения паспорта федерального проекта и будет предшествовать заключению соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта.

Соглашения с субъектами о предоставлении межбюджетных субсидий, распределение которых утверждено законом о бюджете, должны быть заключены в срок до 15 февраля 2019 г.

Такая норма установлена статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Справочно:

Планируется заключить 2 404 соглашения с субъектами Российской Федерации.

В ГИИС «Электронный бюджет» сформировано 1 196 проектов соглашений (49,8% планового объема).

Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо организовать работу по заключению соглашений в установленные сроки(!).

В случае отсутствия заключенных соглашений бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели, подлежат направлению в резервный фонд Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.

3. Заключение

В завершении хочу еще раз обратить внимание главных распорядителей средств федерального бюджета на необходимость соблюдения сроков регламентов и процедур, необходимых для завершения 2018 года и исполнения федерального бюджета в 2019 году.

Спасибо за внимание!

Успехов в Новом году!

Источник: Министерство финансов

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.