«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов», — Людмила Дудова
Общественная палата Общество

«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов», — Людмила Дудова

В ОП РФ обсудили актуальные проблемы проведения комплексного экзамена по русскому языку для мигрантов

«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов», — Людмила Дудова

В Общественной палате РФ 9 ноября состоялись общественные слушания проектов федеральных законов, направленных на регулирование проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства. Эксперты из числа представителей органов власти, образовательных организаций и общественников поделились накопленным опытом по проведению комплексного экзамена и обсудили возможности усовершенствования его нормативно-правового обеспечения.

Комплексный экзамен для иностранных граждан осуществляется по федеральной процедуре получения иностранными гражданами вида на жительство, разрешения на временное проживание либо разрешения на работу (патента) и региональной, подразумевающей тестирование соискателей патента. Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Маргарита Русецкая отметила, что в настоящее время существуют существенные различия в процедуре, содержании и практике их проведения.

«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов», — Людмила Дудова  «Президентом РФ указана необходимость совершенствования данной законодательной базы, устранения организационных и методических различий, создания более комфортных условий прежде всего для самих мигрантов. Процедура должна быть прозрачной, избавленной от коррупционных составляющих, максимально быстрой, понятной и удобной», — обозначила основные направления дискуссии модератор мероприятия.

Рассказывая о результатах исследования практики регионального экзамена, проведенного в 22 субъектах РФ, директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Александр Коротышев обратил внимание на соблюдение прав тестируемых иностранных граждан.

«Некорректная практика осуществления комплексного экзамена, некорректная оценка языковых компетенций приводит к тому, что они так и не интегрируются в принимающее общество, становятся объектом обманов, махинаций и так далее, чего все мы хотим избежать», — заметил Александр Коротышев.

Наиболее актуальной выявленной проблемой является неустановленный минимальный уровень требований к знанию языка, который влечет за собой целый комплекс вопросов, указывает Александр Коротышев. Это нарушающий принцип равенства неоднородный характер тестов в разных регионах и колоссальный разброс цен; это статус принимающих тестирование организаций, основной массив которых составляют средние профессиональные учебные заведения, не имеющие достаточных компетенций в области филологии, обществознания и др. Это критическое отношение со стороны трудящихся мигрантов, а также снижение социального значения всей региональной системы.

«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов», — Людмила Дудова  Такое положение девальвирует российское образование в целом и русский язык в частности, считает первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова, а член комиссии Маргарита Русецкая предлагает обратиться к мировой практике, которая показывает, что для верного выявления уровня владения речью необходимо оценивать, как человек говорит, понимает, пишет и читает.

«Это и предполагает комплексный, профессиональный подход к сформированности языка. Мы понимаем, что даже при сегодняшнем уровне информационных технологий автоматически проверить можно далеко не все. Как человек говорит и как он пишет, без участия специалиста оценить нельзя», — утверждает она.

У нас же часто применяется автоматизированная система проверки, которая не включает в себя оценку говорения и письма. Это объективизирует проверяемую часть, ускоряет и удешевляет процесс и не требует включения экспертов, но такая система оценки владения русским языком не может быть признана как система оценки коммуникативной компетентности на русском языке, считает общественница. 

«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов», — Людмила Дудова  Профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Марина Мосейкина привела статистические данные. С 2015 года комплексный экзамен прошло три миллиона иностранных граждан, из них 2,2 миллиона человек получили разрешение на ведение трудовой деятельности. Динамика успешности сдачи экзамена в 2016 году составила более 80 процентов, а в 2017 году — свыше 90 процентов. По ее мнению, все это результат хорошего организационно-методического обеспечения и достаточно большого количества локальных центров по сдаче экзамена — на сегодняшний день их свыше тысячи. 

Член Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Волох напомнил, что российское правительство во главе с Президентом РФ проводит последовательную миграционную политику, основанную на продолжении избранного курса с учетом современных реалий. Эти реалии таковы, что акцент делается на интеграцию и адаптацию иностранных  граждан, в том числе и на сдачу комплексного экзамена по русскому языку. Эксперт отметил, что действующие федеральная и региональные процедуры не дополняют друг друга, а путают. Необходим единый федеральный центр, который будет разрабатывать всю методологию проведения экзамена, а на субъекты ложится задача по практической реализации этой процедуры.

Маргарита Русецкая предложила внести в итоговую резолюцию такие задачи, как создание единого регламентирующего федерального центра; установление единых требований к минимальному уровню знаний и единой формы их проверки; цифровизацию персональных данных иностранных граждан, сдающих экзамен; использование ресурсов многофункциональных центров и многое другое.

Подводя итоги мероприятия, Людмила Дудова призвала не игнорировать региональный опыт работы при создании федерального центра. 

«Должен быть коллективный разум, методическая точка с учетом опыта ведущих вузов. Необходимо разработать инструмент сертификации региональных центров, разработать единые требования, в том числе и к тем, кто проводит тестирование. Ротация позволит навести порядок в этой сфере», — сказала она.

Людмила Дудова также напомнила, что последнее выступление Президента РФ по вопросам миграционной политики может вызвать большой поток желающих приехать работать в нашу страну, поэтому необходим качественный инструментарий, который позволит им это право реализовать. Общественница предложила еще раз собраться в ОП РФ для дальнейшей работы над выявленными проблемами.

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.