Необходим отдельный закон о создании и деятельности ТОС
Общественная палата Общество

Необходим отдельный закон о создании и деятельности ТОС

Такое заключение сделали в ОП КБР по результатам экспертизы соответствующего законопроекта

Необходим отдельный закон о создании и деятельности ТОС

В Общественной палате КБР провели общественную экспертизу законопроекта, устанавливающего особенности регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации.

Эксперты пришли к выводу, что отнесение ТОС к общественным организациям повлекло пробелы в правовом регулировании по многим отношениям, связанным с их организацией и деятельностью, многие нормы ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» стали не просто конкурирующими, а часто и взаимоисключающими.

Согласно пп. 2 и 5 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ФЗ № 131), отношения по территориальному общественному самоуправлению осуществляются посредством собраний или конференций гражданами, достигшими 16 лет. Это противоречит ч. 2 ст. 26 ГК РФ, не предусматривающей возможности для лиц, достигших возраста 16 лет, быть членами организаций, кроме кооперативов. В то же время ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что членами и участниками общественных объединений, следовательно, и общественных организаций, могут быть граждане, достигшие 18 лет.

Согласно ч. 6 ст. 27 ФЗ № 131, собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста, а конференция — если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

По мнению председателя ОП Хазратали Бердова, органы местного самоуправления не в состоянии проверить соблюдение указанных требований, поскольку не располагают информацией о количестве лиц, проживающих в соответствующих территориальных границах, достигших 16-летнего возраста. Не имеют такой возможности и сами инициаторы создания ТОС или сформированные органы ТОС, т.к. соответствующая информация не может быть предоставлена в силу запрета в законе или отсутствия необходимых сведений у каких-либо органов и организаций.

Член ОП Тимур Гуппоев обратил внимание, что в зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»). Местное общественное объединение осуществляет деятельность в пределах территории органа местного самоуправления. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения и меньше территории муниципального образования (ч. 1, 3 ст. 27 ФЗ № 131). Таким образом, ТОС невозможно отнести к какому-либо виду указанных общественных объединений.

Серьезной проблемой в связи с отнесением ТОС к общественным организациям член Палаты Юрий Колесников назвал вопрос финансирования их деятельности за счет средств местного бюджета, что не предусматривается ФЗ «Об общественных объединениях».

В то же время, согласно ч. 8 ст. 27 ФЗ № 131, органы ТОС могут осуществлять отдельные виды хозяйственной деятельности за счет средств граждан и на основании договора на передачу полномочий органов местного самоуправления органам ТОС с использованием средств местного бюджета. Условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 11 ст. 27 ФЗ № 131). Законопроектом не решается также вопрос о возможности проведения самообложения на территории осуществления деятельности ТОС.

Члены ОП КБР считают необходимым внести изменения в ч. 2 ст. 50 ГК РФ и исключить ТОС из числа общественных организаций, закрепив ТОС в качестве самостоятельной организационно-правовой формы НКО по аналогии с товариществом собственников недвижимости, общественными движениями и др., установив особенности их организации и деятельности. Это обеспечит выполнение поручения Президента РФ об установлении особенностей регулирования ТОС именно как некоммерческой организации, а не как одного из видов общественной организации.

«Для уточнения порядка создания, реорганизации и ликвидации ТОС, конкретизации финансово-экономических основ их деятельности представляется целесообразным принять отдельный федеральный закон, комплексно регулирующий соответствующие отношения, а не внесение фрагментарных изменений в законодательство. Необходимо также устранить противоречия, имеющиеся в гражданском законодательстве, в правовом регулировании деятельности общественных объединений. По изложенным причинам предлагаемый законопроект не позволяет обеспечить выполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации», — заключил Бердов.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Источник: Общественная палата

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.