Вид на Россию из МВФ
Общество Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека

Вид на Россию из МВФ

  • Опубликовано 01 Февраля 2018
  • 6 просмотров
  • <!—

  • 0 комментариев
  • —>

В «Независимой газете» от 25 января с.г. помещена статья А.Башкатовой о российской экономике по следам доклада Международного Валютного Фонда (МВФ). В подзаголовке к названию автор замечает: стране грозит хроническое отставание от передовых экономик. Я бы, наверное, не стал откликаться на эту статью, если бы мои впечатления о наших перспективах не омрачались похожими мыслями.

Вот несколько цифр из доклада МВФ. По итогам 2016-го года рост мирового ВВП составил 3,2%, в 2017-ом году он достиг 3,7%. В 2018-2019 гг. темп достигнет 3,9% в год. Следует отметить, что этот высокий процент достигнут во многом за счёт Китая и Индии, но развитые страны Европы и Восточной Азии также повысили показатели роста, демонстрируя выход из состояния рецессии, кто в ней был.

Россия также вышла из спада 2015-2016 гг. и, по прогнозу МВФ, должна увеличить свой ВВП — в 2017-ом году на 1,8% , а в 2018-ом г. — на 1,7%. Правда, глава представительства МВФ в Москве Габриэль Ди Белла прогнозирует на ближайшие годы в России 1,5%, тут же замечая, что для удержания своего влияния в мире стране необходимо как минимум 3% в год.

Должен сказать, что с последним замечанием я особенно согласен. Когда в 1992-ом году осуществлялся переход к рыночной экономике, включая либерализацию цен, к свободному курсу рубля, открытию экономики и приватизации была уверенность, что после трансформационного периода наступит заметно более высокий темп экономического роста. Так оно и вышло, но основным источником роста с 2003-го года стало, кроме политической и финансовой стабилизации, серьёзное повышение цен на нефть. В России до 2008-го года наблюдался высокий темп роста доходов от экспорта нефти, газа и ряда других сырьевых продуктов. Высокий темп восстановительного роста поднял экономику России выше уровня 1990-го года. На эти факторы опиралась и внутренняя экономическая политика, в том числе увеличение доли государства в добывающей промышленности и в ряде других отраслей. Объём ВВП превысил советский уровень.

Но вот в 2008-ом году российская экономика оказалась под воздействием мирового кризиса. ВВП упал. В 2010-2011 гг. спад был преодолён, но затем выяснилось, что прежние факторы роста утратили силу, с 2012-го года темпы стали падать. После событий 2014-го года наступил спад. Восстановление второй половины 2016-го и 2017-го годов оказалось недостаточным. Что происходит сейчас, отмечено выше.

Что же дальше? Утешительные отчасти выводы МВФ не могут нас успокоить. Его представители отмечают успехи и советуют предпринять дополнительные меры, которые должны устранить структурные недостатки, улучшить инвестиционный климат, поддерживать инновации и интегрировать российскую торговлю в глобальную экономику.

Наш бизнес-омбудсмен Борис Титов выражает недовольство этими советами — «зажимать российский рынок», сохранять жёсткую финансовую политику, концентрировать ресурсы у государства в центре, бороться за внешние рынки за счёт низких издержек (то есть сдерживать рост заработной платы и социальных платежей)«. То есть снижать и дальше доходы населения. Титов считает, что это предложения Кудрина и ЦСР, которым он противопоставляет «Стратегию роста» Столыпинского клуба: кредитное стимулирование, развитие промышленных кластеров, наращивание государственных инвестиций. Моё предположение, что частные инвестиции при нынешней ситуации не идут.

Титов высказывает догадку, что руководство страны, видимо, недовольно этой концепцией. Но и «стратегия роста», как я думаю, предлагает активную политику. За счёт чего? Печатания денег?

Ведь под его рекомендации частные инвестиции с высокой эффективностью и в достаточных масштабах не пойдут.

В том-то и дело, что нужны другие меры, не просто указания на то, куда вкладывать государственные деньги в бóльшем количестве.

Моя позиция и, думаю, что также Кудрина и его товарищей: реформы нужны, с которыми мы остановились в 2003-ем году. Во-первых, судебная реформа, обеспечение верховенства права и независимого суда. Во-вторых, местное самоуправление, новая земская реформа, которая должна поднять активность населения и особенно бизнеса. В-третьих, разделение властей и ограничение полномочий Президента и исполнительной власти. Я бы мог ещё много чего добавить в части необходимых институциональных изменений. Но не буду их затрагивать в этот раз. Разговор должен быть обстоятельным, может быть с учётом того, на что власть готова уже сейчас, что станет ясно после выборов 18 марта.

До встречи, 

Евгений Ясин

Источник: Эхо Москвы

Социальные комментарии Cackle

Источник: Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.